Домъ отца Петра стоялъ нѣсколько поодаль отъ крестьянскихъ домовъ, возлѣ самой церкви. Обычная тишь деревенской жизни какъ-то сильнѣе чувствовалась владѣльцемъ въ этомъ уединенномъ жилищѣ, особенно въ вечернее, или ночное время. Раздастся ли лай собакъ въ деревнѣ, донесется ли издали чей-либо крикъ, всѣ эти звуки какъ будто электрическимъ токомъ пробѣгали по нервамъ батюшки. Онъ слегка вздрагивалъ и тревожно прислуживался. Кажется, пора бы было ему свыкнуться съ деревенской жизнью. Онъ деревенскій уроженецъ; всѣ каникулы, какія только полагались въ длиннѣйшій курсъ ученія, онъ проводилъ также въ деревнѣ; наконецъ, онъ уже третій годъ священствуетъ; его будятъ и въ полночь и за-полночь на "требы" въ приходъ; почти ежедневно, среди сладкаго утренняго сна, чуть не надъ головой его раздаются рѣзкіе, гулкіе удары церковнаго колокола...
Вотъ сидитъ онъ въ своемъ уютненькомъ зальцѣ, возлѣ стола, и читаетъ газету. На столѣ горитъ маленькая, дешевенькая лампа; возлѣ нея лежатъ, торопливо постукивая, карманные часы съ открытымъ циферблатомъ; тутъ же, нѣсколько поодаль, лежитъ требникъ, тщательно обернутый епитрахилью. О. Петръ не только читаетъ газету, но какъ бы разыгрываетъ ея содержаніе. На его круглой, смуглой физіономіи съ точностію отражаются всѣ оттѣнки этого содержанія. Низкій, широкій лобъ его то наморщится, то просіяетъ; выпуклые, вдумчивые и ровно бы стоячіе глаза то прищурятся и померкнутъ, то широко раскроются и заблестятъ, причемъ рука его, съ короткими пальцами, энергично шмыгнетъ по чернымъ лоснящимся волосамъ.
-- Что такое? что такое? тревожно восклицаетъ онъ, вскочивъ съ мѣста.
-- Да ничего. Плачетъ... спокойно отозвалась супруга изъ другой комнаты.
Батюшка вздохнулъ облегченною грудью и началъ прохаживаться. Но и прохаживался онъ съ какою-то особенною осторожностью, всячески стараясь не соступить съ узенькаго половика, идущаго отъ угольнаго стола залы до норога передней. Только что онъ приблизился къ этому порогу, какъ съ крыльца кто-то сильно застучалъ въ дверь.
-- О, Боже мой! съ испугомъ прошепталъ о. Петръ и чуть не бѣгомъ выскочилъ изъ темной передней.
Онъ нѣсколько разъ подходилъ къ угловому столу, схватывалъ съ него лампу, доходилъ съ ней до половины залы, и снова возвращался, ставя лампу на прежнее мѣсто. Между тѣмъ, послѣ долгихъ, громкихъ опросовъ со стороны работницы, гость былъ впущенъ въ сѣни. Широко распахнувъ дверь, звучно сопя и покашливая, онъ тяжело ввалился въ переднюю и сталъ у порога.
-- Кто это? спросилъ издали о. Петръ.
-- Это мы... Благословите! послышалось изъ передней.
-- Да кто вы-то? допытывался батюшка, медленно приближаясь къ передней.
-- Да мы... Антонъ Жмыховъ. Аль не узнали?
-- А-а... Ну, что тебѣ? Иди сюда.
-- Ну... зачѣмъ же туда... Мы этого не сдѣлаемъ.
-- Иди, иди!
-- Нѣтъ, ужь увольте. Все едино.
-- Ну, что съ тобой дѣлать, коли ты такой упорный! сказалъ батюшка, и оглянулся.
Въ залу вышла молоденькая матушка.
-- А, Настя! произнесъ о. Петръ.-- Дай, пожалуйста, сюда лампу; тутъ вотъ... Нужно поговорить.
Черезъ нѣсколько секундъ оба супруга выстроились въ дверяхъ. При свѣтѣ лампы оказалось, что Антонъ пришелъ не съ пустыми руками, а съ приношеніями. Окорокъ ветчины онъ уже успѣлъ сложить возлѣ себя на полъ, прислонивъ его къ стѣнѣ, а четвертную бутыль съ водкой, какъ вещь особенно цѣнную и важную, торжественно держалъ передъ собой, облапивъ ее обѣими руками. Шапка его валялась на полу подлѣ окорока.
-- И то развѣ поставить? (Антонъ бережно опустилъ бутыль на подъ).
-- Къ чему это ты притащилъ? Ничего этого не нужно, промолвилъ о. Петръ, благословляя посѣтителя.
-- Нельзя, кормилецъ; это ужь изстари.
-- Ты скажи сперва, въ чемъ дѣло?
-- Да дѣло тутъ видимое. Осень. Тотъ крутитъ, другой крутитъ. Посмотрѣлъ-посмотрѣлъ, да и своего вздумалъ окрутить. Оглядѣли съ старухой дѣвку: какъ быть слѣдуетъ... подходитъ. Только бы Богъ далъ совершеніе.
-- Значитъ, свадьбу затѣваешь?
-- Да ужь, стало быть, свадьбу. Только вотъ не знаю, какъ Господь...
-- Что-жь тутъ... Если все въ порядкѣ, такъ и обвѣнчаемъ... когда угодно, проговорилъ батюшка.
-- Да ужь порядокъ будетъ самый настоящій. Не первую свадьбу на свѣтѣ играемъ.
-- Сыну-то вышли лѣта?
-- А то какъ же? Еще какъ вышли-то: вотъ на Спиридона-поворотъ солнца -- ужь девятнадцать исполнится. Вы чай сами знаете... по книгамъ-то.
-- Да вѣдь васъ много: всѣхъ на память не заучишь. Ну, да это... я справлюсь. А невѣста совершеннолѣтняя?
-- И невѣста какъ слѣдуетъ. Въ добрый часъ сказать -- здооровая дѣвка! Ей тоже, гляди, столько же, а то и больше.
-- Она чья?
-- Изъ Жорновки, Михайлина дочь... Михайлы. Еще у него нашъ староста жеребенка лѣтось купилъ.
-- Жеребенокъ тутъ ни причемъ, а дѣло въ томъ, что невѣста изъ чужого прихода. Въ такомъ случаѣ, ты представь мнѣ отъ тамошняго священника выписку изъ метрическихъ книгъ.
-- Изъ метрики?
-- Ну да... Выписку о годѣ рожденія, о томъ, была ли она въ прошломъ году у исповѣди... Онъ тамъ знаетъ; ты только ему заяви.
-- Гм. Выходитъ, выпись...
-- Ну да. Вотъ мы соберемъ свѣдѣнія, сдѣлаемъ въ церкви публикацію, напишемъ "обыскъ" и повѣнчаемъ.
Матушка передала лампу мужу и ушла. Антонъ потоптался на мѣстѣ, утерся полой, мелькомъ обревизовалъ свое приношеніе и началъ:
-- Батюшка, вы ужь меня избавьте отъ этой выписи.
-- Нельзя. Такъ требуется. Это необходимо, изъяснялъ батюшка.
-- Да вѣдь ежели бы сомнѣніе какое, али бы невѣдомое дѣло -- ну такъ... выпись! а тутъ какое-жь сомнѣніе? Я ее сполна знаю. И другіе также. Лѣта... Чего тутъ лѣта? Ай мы слѣпые? Дуракъ и тотъ скажетъ, что ей чуть не къ двадцати подкатываетъ. А также и исповѣдь... Тамъ сосѣди другъ дружку знаютъ, вмѣстѣ въ церкву ходятъ. Дѣло на виду. Любого спросить можно.
-- Положимъ; но всѣ эти свѣдѣнія должны быть формальныя, на бумагѣ и непремѣнно отъ священника, внушалъ о. Петръ.-- Ты человѣкъ пожилой, долженъ бы знать всѣ эти порядки. Самъ же ты сказалъ, что не первый разъ на свѣтѣ свадьбу играешь.
-- Такъ-то такъ, да порядки-то эти... (Антонъ почесалъ за ухомъ).
-- Я тутъ не вижу никакихъ для тебя затрудненій, продолжалъ о. Петръ.-- Жорновка не далеко, съѣздить не долго.
-- Батюшка, я тоже вѣдь про себя разсуждаю. Батька тамъ... этотъ священникъ жорновскій... извѣстно какой. Надо прямо сказать: трудный человѣкъ! Пріѣдешь къ нему, а его дома нѣтъ, либо скажетъ: недосугъ. А то скажетъ: давай красненькую. А между тѣмъ дѣломъ мы было собрались вотъ къ этому воскресенью и все приладили. Какъ же тутъ время тянуть? А вѣдь онъ затянетъ, батька-то, священникъ-то этотъ. А мясоѣдъ проходитъ. Вы таки это разсудите.
-- Я разсуждаю, но поступить иначе не могу.
-- Ну, ей къ не можете?.. Какъ будто ужь это въ самомъ дѣлѣ... Кто-жь ее не знаетъ? Дѣвка вся на виду... При упокойникѣ отцѣ Поликарпѣ у насъ бывало все можно. Это вы такъ... не желаете...
-- Послушай, Антонъ! началъ о. Петръ, съ нѣкоторымъ раздраженіемъ:-- или согласись или лучше прекратимъ разговоръ. Я тебѣ дѣло говорю, и ты долженъ слушать. (Онъ перехватилъ ламну изъ одной руки въ другую).
-- Ну, вотъ и отлично, одобрилъ о. Петръ. Но, какъ оказалось, преждевременно, потому что Антонъ сейчасъ же присовокупилъ такую ограничительную мысль, отъ которой батюшка снова почувствовалъ себя неловко. А мысль эта была слѣдующая:
-- Только, батюшка, вотъ что: вы насъ повѣнчайте, а эту самую выпись я послѣ предоставлю. Какъ управимся, да все угомонится, я вамъ и предоставлю.
-- О, Боже мой, не могу я, сказалъ -- не могу! какъ-то страдальчески произнесъ о. Петръ.
-- Да вѣдь все едино, истязательно продолжалъ Антонъ:-- выпись таже будетъ, что теперь, что тогда. И "обрыскъ" этотъ ничуть не попортится.
-- А можетъ, попортится? горячо возражалъ о. Петръ.-- Можетъ, окажется, что невѣста несовершеннолѣтняя? Можетъ, окажется, что она близкая родня твоему сыну? Можетъ, окажется... да что говорить!.. Мало ли что можетъ оказаться? Я предвидѣть не могу и не могу быть заранѣе спокойнымъ. Можетъ выйти Богъ знаетъ что. Отвѣчай тогда. Посмотри-ка, что мы въ книгахъ-то пишемъ: а если мы что-либо утаили, или невѣрно показали, то подвергаемся строжайшему суду нетолько церковному, но и свѣтскому уголовному!. Вотъ!
Сказавъ это, о. Петръ считалъ свою аргументацію поконченною, такъ какъ послѣдній доводъ казался ему неотразимо убѣдительнымъ. Но ни тутъ-то было.
-- А ужь я бы вамъ трешницу накинулъ... сверхъ положеннаго, брякнулъ Антонъ послѣ самой кратчайшей паузы.
Это такъ поразило о. Петра, что онъ въ первыя минуты не зналъ, что и сказать, и только безпокойно водилъ глазами, какъ будто чего-то отыскивая.
-- Стыдно тебѣ, Антонъ! сказалъ онъ наконецъ съ сердитой укоризной.-- Къ чему ты вздумалъ со мной торговаться? Я, кажется, никогда съ вами не торговался и теперь ничего не просилъ, даже полсловомъ не намекалъ. Иди съ Богомъ. Довольно.
Онъ быстро повернулъ въ залъ, поставилъ лампу на свое мѣсто и, сѣвъ возлѣ стола, опустилъ голову. Изъ темной передней доносилось сопѣніе и покашливаніе Антона.
-- Батюшка! воскликнулъ наконецъ Антонъ.
Батюшка поморщился, но не отозвался.
-- Батюшка! повторилъ гость.
-- Что еще? спросилъ о. Петръ, не вставая съ мѣста.
-- Стало быть -- порѣшимъ такъ...
-- Какъ? (О. Петръ нехотя двинулся къ передней).
-- Да ужь выходитъ такъ, какъ вы говорили. И выпись, и все какъ слѣдуетъ... Только бы намъ воскресенье-то не проморгать.
-- Конечно; иначе и быть не можетъ, изъяснилъ батюшка, стоя уже за чертой зальнаго освѣщенія.
-- Н-да... Что-жь теперь... Пусть ужь по вашему. Стало быть -- желаю здравствовавъ. Благословите!
-- Богъ благословитъ. Во имя Отца и Сына... Дай Богъ тебѣ.
-- Вѣстимо, дай Богъ. Это -- первое дѣло.. Такъ вы ужь примите... Чѣмъ Богъ послалъ... Водочки, а стало быть и свининки... Гм.
-- Это лишнее. Не нужно мнѣ ничего, отрекся батюшка.-- Неси домой.
-- Нѣтъ, это ужь позвольте... Какъ же такъ? Это даже обидно. Ай ужь мы какіе... Слава Богу, не побираемся.
-- Такъ отдай тѣмъ, которые побираются, предложилъ о. Петръ.
-- Вона! Да мало ли ихъ побирается-то? Всѣхъ не одѣлишь. Мы и такъ не отказываемъ. Нищій у насъ свой кусосъ получаетъ, по положоному. "Изволь... прими Христа ради". А это дѣло особое. Изстари...
-- Мало ли что изстари. Не все то хорошо, что изстари, возразилъ батюшка.-- Я вотъ по новому тебѣ говорю: возьми и неси домой... или отдай тому, кому ѣсть нечего.
-- Нѣтъ, зачѣмъ же. Это невозможно. Это выходитъ: "спѣто про попа, а съѣлъ кто попалъ". Вы ужь простите: такая глупая пословица у насъ есть... Такъ просимъ прощенія. Счастливо оставаться!
-- Возьми, возьми! настойчиво произнесъ о. Петръ, тряся головой.-- Иначе я... все равно завтра утромъ отошлю съ работницей.
-- Да что вы, батюшка, помилуйте! взмолился Антонъ.
-- Я тебѣ говорю: возьми! строго воскликнулъ о. Петръ.
Антонъ, пыхтя, подобралъ свои приношенія и съ какой-то неясной воркотней шагнулъ въ темныя сѣни.
-- О, Боже мой! простоналъ батюшка, шагая по залу и потирая лобъ.
-- Что? спросилъ въ свою очередь батюшка, подходя къ передней.
-- А вотъ, что принесъ... Антонъ-то?
-- Я ему велѣлъ назадъ взять.
-- Это что еще за глупости! Опять таже исторія! прогнѣвалась матушка.
-- Ахъ, оставь, Настя. Никакихъ тутъ глупостей нѣтъ. Ну на что мнѣ этотъ окорокъ? на что мнѣ водка? Будетъ. Прославили свое племя христарадничествомъ.
Матушка съ досадой погасила огарокъ и, усѣвшись на диванъ, продолжала:
-- Какое-жь тутъ христарадничество? Самъ же вчера читалъ въ "Церковно Общественномъ Вѣстникѣ"... Всѣмъ собираютъ: и яйцами, и сметаной, и пенькой, и...
-- Что-жь, развѣ хвалятъ за это? возразилъ о. Петръ, ходя по залу и тревожно потирая руки.
-- Хвалятъ или не хвалятъ, я къ тому говорю, что стало быть не ты одинъ... всѣ собираютъ. А тутъ даже и сбору нѣтъ: сами принесли -- какъ же не взять? Это ужь Богъ знаетъ что!
-- Будетъ, пожалуйста! взмолился батюшка.-- Видно мы съ тобой никогда не сговоримся.
-- Тутъ и сговариваться нечего; нужно дѣло дѣлать. Принесли, и бери. Покойникъ папаша мой никогда не сговаривался и всегда, бывало, слушалъ, что мамаша скажетъ. Оттого и домъ у насъ былъ -- полная чаша.
-- Чаша... Ты видишь только одну чашу и не видишь другой... Вотъ чего ты не видишь!.. Насъ всего трое; всего у насъ вдоволь: къ чему эта алчность?
-- Трое... А какъ будетъ пятеро? А какъ будетъ десятеро? Тогда что ты скажешь? Тогда вдвое-втрое брать начнешь, да ужь поздно будетъ... Тогда...
-- Да ну. будетъ! рѣзко оборвалъ батюшка, махнулъ рукой и ушелъ въ другую комнату.
II.
О. Петръ принадлежалъ къ числу священниковъ послѣдней формаціи. Это типъ батюшки, живущаго по преимуществу нервами, рефлектирующаго и скорбящаго -- не своими только, но и чужими скорбями. Учился онъ не шибко, но за то много читалъ, слыхалъ кое-гдѣ серьёзныя разсужденія о житьѣ-бытьѣ народномъ и, наконецъ, самъ сталъ присматриваться къ этому житью, хотя поздно, но внимательно, серьёзно и заботливо. Мало по малу у него сложился идеалъ общественной дѣятельности, который былъ незнакомъ нетолько старымъ батюшкамъ, но и большинству новыхъ. По окончаніи курса въ семинаріи, онъ пристроился учителемъ въ небольшомъ городкѣ. Но учительская служба не удовлетворяла его. Дѣятельность, втиснутая въ очень тѣсныя рамки, дѣятельность, регулируемая звонками и цифрами, дѣятельность, состоящая въ отмѣриваніи установленныхъ параграфовъ и совершающаяся въ такой средѣ, въ которой можно говорить, но нельзя разговаривать, такая дѣятельность не соотвѣтствовала его стремленіямъ. Ему хотѣлось погрузиться въ жизнь болѣе содержательную и разнообразную; хотѣлось дѣятельности просторной, съ результатами болѣе ощутительными. Поэтому, онъ чрезвычайно обрадовался, когда ему удалось выхлопотать себѣ священническое мѣсто въ многолюдномъ селѣ Воротнѣ. Его не смутило даже то обстоятельство, что онъ обязывался взять себѣ въ супруги дочь только что умершаго священника этого села. Дѣвушка была весьма недурненькая блондинка и притомъ не какая-нибудь деревенская неучь, а персона, стяжавшая себѣ дипломъ епархіальнаго училища. Оба эти достоинства, въ соединеніи съ необыкновенной простотой и наивностью въ обращеніи, легко подкупили жениха въ ея пользу. При первомъ же свиданіи съ ней, онъ рѣшилъ, что она будетъ любить его, сочувствовсть ему, и никогда и ни въ чемъ не будетъ ему мѣшать. И вотъ Петръ Аѳанасьичъ сдѣлался отцомъ Петромъ, а Настасья Поликарповна -- матушкой.
Въ первое время своего новаго служенія, о. Петръ испытывалъ высокое наслажденіе при сознаніи, что онъ взялъ на себя величайшую миссію совѣтчика, умиротворителя, утѣшителя, всяческаго помощника и отца. И настроеніе его было чрезвычайно свѣтлое. Но, къ сожалѣнію, оно продолжалось весьма недолго.
Вскорѣ о. Петръ долженъ былъ путешествовать по приходу. Тутъ онъ наткнулся на картины такой нищеты, какой во всю жизнь не видывалъ. (Въ томъ селѣ, въ которомъ онъ самъ родился и выросъ, народъ жилъ сравнительно сносно). По издавна установленной таксѣ, каждый домохозяинъ долженъ платитъ причту за визитъ въ этотъ праздникъ пятіалтынный. Сумма ничтожная, но у сколькихъ домохозяевъ не оказалось и такой суммы! Вотъ о. Петръ, низко пригнувъ голову, шагнулъ въ избушку дѣда Терентія. За нимъ вошли два псаломщика, сопровождаемые въ свою очередь просвирней, церковнымъ сторожемъ и еще какими-то неопредѣленными собирателями... съ земли русской. Визитёры едва втиснулись въ крошечную хатку. Раздалось пѣніе. Оттертые на задній планъ, къ печкѣ, хозяева (старикъ и старуха) истово крестились, громко вздыхали и плаксиво мигали загноившимися глазами. Пѣніе кончилось. Старики благоговѣйно приложились къ кресту, звонко чмокнули руку батюшки, молча отвѣсили визитёрамъ по глубокому поклону, молча же отошли въ сторонку и прижались къ лавкѣ.
-- Ну, старички, какъ поживаете? спросилъ о. Петръ.
-- Не въ силахъ, кормилецъ! прошамгаилъ старикъ, сдѣлавъ шагъ впередъ.
-- Такъ ужъ... будто грѣхъ... А то хоть бы и не ходили къ намъ, батюшка, проговорила старуха.-- Ежели бы все слава Богу -- ну, такъ, а то... одна назола сердцу. Совѣсть-то есть, а взять негдѣ.
-- Что такое? Говорите прямо, сказалъ о. Петръ.
-- Да мы и то прямо, снова зашамкалъ старикъ.-- Не въ силахъ. Не обезсудь, кормилецъ. Обожди. Богъ дастъ, къ Святой сынъ придетъ, либо пришлетъ, тогда отдадимъ сполна. А теперь ужъ помилосердуй, Христа ради, касатикъ!
-- Да неужели у васъ и пятіалтыннаго нѣтъ? Что за пустяки такіе? вставилъ псаломщикъ.
-- Родимый! воскликнула старуха.-- Шутка сказать -- пятіалтынный! Ты погляди-ка вотъ, какой мы хлѣбушекъ-то ѣдимъ.
-- Кочергой, батюшка, выгребаемъ, а не то чтобъ лопатой! объяснила старуха и снова закрыла достопримѣчательность.
О. Петръ досталъ изъ кармана мелочи, сколько попалось, торопливо сунулъ старухѣ въ руку и молча устремился изъ хаты. Старуха, разронявъ деньги, въ смущеніи причитала: "Господи, что это такое? Какъ же это такъ? касатикъ ты мой... Старикъ проводи батюшку-то. Что жь это ты?" Но старикъ, упершись руками въ колѣнки и забывъ все и всѣхъ, напрягалъ всѣ силы своего ослабѣвшаго зрѣнія, чтобы разыскать раскатившіяся по полу монеты.
Подобныя сцены, которыхъ о. Петръ перевидалъ нѣсколько еще на первыхъ же шагахъ своей пастырской дѣятельности, глубоко потрясали его. Онъ твердо рѣшился идти на помощь всякому горю, всякой нищетѣ. Но не всегда это было ему посильно. Дѣдъ Терентій съ своею старухой дѣтски утѣшились нѣсколькими монетами, но о. Петру приходилось быть свидѣтелемъ и такого горя, гдѣ ни монетами, ей убѣжденіями ничего нельзя было сдѣлать.
Разъ, среди бѣлаго дня, ни съ того, ни съ сего, вспыхнулъ въ селѣ Воротнѣ пожаръ, и часа черезъ два, отъ длинной вереницы домовъ уцѣлѣлъ только домъ о. Петра, кабачокъ, да нѣсколько примыкавшихъ къ нему хатъ. Бабы съ жалкими остатками имущества, группами сидѣли по дорогѣ, по огородамъ и выли съ разнообразными причитаніями. Ребятишки, напуганные пламенемъ и оставленные безъ всякаго вниманія, подняли страшный ревъ. Мужики и парни меланхолически бродили по пепелищу, безцѣльно расковыривая ногами дымящійся мусоръ. Въ одномъ мѣстѣ нѣсколько мужиковъ уставились въ рядъ и тупо посматривали на пожарище. Ошалѣвъ отъ нежданнаго горя, они какъ бы совсѣмъ лишились дара слова. Стоятъ, кашляютъ, сморкаются, поглядываютъ другъ на друга -- и ни слова. Рѣдко кто пробормочетъ точно въ бреду: "Да-а... Вотъ этакъ-то... Ишь оно какъ... Теперь вотъ и поди!" Вдругъ, одинъ изъ стоящихъ съ краю шеренги мужикъ благимъ матомъ закричалъ:
-- Бра-а-тцы!
Всѣ на него оглянулись. Онъ тащилъ изъ кармана коряваго полушубка сжатую въ кулакъ руку. Вмѣстѣ съ кулакомъ показывался на свѣтъ Божій и вывороченный второпяхъ карманъ,
Физіономія мужика сіяла восторженной радостью: глаза ярко блестѣли. Всѣ окружили счастливца.
-- Какъ же это ты?
-- Гдѣ же это ты его...
-- Вотъ такъ Степка!
-- Ну-ка, покажь... загалдѣли любопытствующіе, точно встрепенувшись отъ сна.
-- Вотъ онъ, вотъ онъ, не сомнѣвайтесь! кричалъ Степка, потряхивая бумажку за уголокъ.-- Стою... Рука этакъ въ карманѣ. Я малость пошевелилъ -- граматка! Думаю: откуда-жь у меня граматка! Ужь не цалковый ли? Тяну -- онъ и есть! И какъ это онъ -- хоть убей, не помню! Вотъ, братцы -- а? Цаалко-овый! Вѣдь это что значитъ -- а?
Степка перевернулся и высоко подпрыгнулъ.
-- Счастье людямъ... Поди ты вотъ. Точно съ неба свалилось.
-- Должно, умолилъ! слышалось въ толпѣ, которая со времени бѣшенаго возгласа Степки значительно возросла.
-- Давайте-ка, братцы, у себя пошаримъ, предложилъ кто-то:-- можетъ, и у насъ не плоше Степки. И всѣ, какъ по сигналу, сунулись въ карманы. Но поиски не привели къ серьёзнымъ открытіямъ.
Между тѣмъ Степка, переполненный восторгомъ, выкидывалъ разныя штуки. Держа находку въ пригоршняхъ, онъ дулъ на нее, мычалъ, взвизгивалъ, топоталъ ногами.
-- Да ужь будетъ тебѣ, ограничилъ его кто-то изъ толпы.-- Онъ ли, не онъ ли... съ деньгами!
-- Да лѣшіе вы этакіе, вѣдь ца-алко-овый! Аль сказать вамъ словечко?.. А? Сказать что-ль?
-- Полно куражиться-то! послышалось изъ толпы.
-- Ха-ха-ха-ха а а! раскатился Степка.-- Пр-р-о-пить его! крикнулъ онъ наконецъ и звонко пришлепнулъ рубль на ладони.
-- Аль ты ополоумѣлъ? съ какимъ-то испугомъ воскликнулъ одинъ старикъ.-- Чѣмъ бы Бога возблагодарить, а онъ... Ахъ, Степка, Стенка!
-- Чего "Степка"! огрызнулся счастливецъ.-- На кой лядъ онъ мнѣ нуженъ? Избу что-ль, на него поставишь? хозяйство заведешь? Ахъ ты, старина-старина! Жилъ, жилъ, да и выдумалъ. Пойдемъ, робя, чего тамъ... По крайности, планиду свою обмоемъ.
И онъ проворно зашагалъ по пожарищу. Мужики съ шумомъ и гамомъ двинулись за нимъ.
-- Стой, робя, не такъ! скомандовалъ Степка, быстро обернувшись къ товарищамъ.-- Нужно, чтобъ честь-честью. Не осталось ли тамъ возжишекъ какихъ? Живо! Бѣгите скорѣй!
Что другое, а ничтожныя вещи мужикъ умѣетъ спасти отъ самаго ужаснаго пожара. И вотъ разсыпавшаяся въ разныя стороны команда Степки въ мигъ притащила пары двѣ возжей и покорно сложила ихъ у ногъ командира. Степка приступилъ къ дѣлу. Сложивъ бумажку въ длину узкой полоской, онъ съ пресерьёзнымъ видомъ сталъ привязывать ее къ концу веревки. Конецъ оказался не цѣлесообразно толстымъ. Степка выругался, размочалилъ его на тонкія нити и удачно прикрѣпилъ рубль. Мужики съ дѣтскимъ любопытствомъ и безмолвной улыбкой слѣдили за дѣйствіями собрата.
-- Теперь съ Богомъ! заключилъ Степка.
Онъ бросилъ привязанный рубль на землю, перекинулъ другой конецъ веревки черезъ плечо, отступилъ на нѣсколько шаговъ въ сторону и скомандовалъ:
-- Заходи, робя, становись по порядку! Заходи-заходи!
Мужики на перебой полѣзли водъ веревку, хохоча и подпрыгивая.
-- Ну, что, совсѣмъ? освѣдомился Стенка, оглянувшись.
-- Постойте, постойте! не хватаетъ! тревожно заявило нѣсколько мужиковъ, не попавшихъ подъ веревку.
Старикъ, возставшій на защиту рубля, нѣсколько минутъ оставался на своемъ мѣстѣ. Потомъ значительно кашлянулъ и тоже поплелся за процессіей.
О. Петръ, спокойный за свое жилище, во все время пожара находился на мѣстѣ бѣдствія: суетился, распоряжался, помогалъ вытаскивать вещи, успокоивалъ. Утомленный физически и измученный нравственно, онъ даже не могъ сразу пройти довольно большого разстоянія отъ мѣста пожара до своего дома, и зашелъ отдохнуть въ одну изъ уцѣлѣвшихъ отъ огня хатъ. Возвращаясь оттуда, онъ какъ разъ натолкнулся на процессію съ рублемъ.
-- Что такое? воскликнулъ онъ съ недоумѣніемъ.
-- Ничего, отозвался за всѣхъ Степка, не останавливаясь, и тутъ же скомандовалъ: -- дотягивай, робя, дотягивай! Маленько осталось. Во-отъ не-е-йдетъ...
-- Что вы это дѣлаете? возгласилъ батюшка, понявъ въ чемъ дѣло.
-- Планиду празднуемъ, объяснилъ Степка.
-- Остановитесь! взывалъ батюшка, идя съ боку вереницы.-- Образумьтесь, что вы это? Господь съ вами!
Мужики остановились, но не размыкали цѣпи.
-- Послѣ страшнаго гнѣва божія у васъ такое безобразіе! внушалъ о. Петръ.-- Нужно прійти въ себя... пока хоть семью свою пріютить куда-нибудь... А вы что?
Мужики, сперва ошеломленные горемъ, потомъ ненормально наэлектризованные нелѣпой затѣей, слушали слова священника, какъ что-то совершенно ихъ некасающееся. Только Степка нѣсколько постигъ смыслъ этихъ словъ, но они нетолько не подѣйствовали на него успокоительно, а даже еще раздражили его.
-- Чего положеніе? рѣзко крикнулъ онъ.-- Тебѣ можно... "Положеніе"!.. А кабы самого этакъ достало -- гляди, и самъ бы нитащилъ... Дотягивай, робя, дотягивай! Разъ! Ухъ! Эхъ-на-а! Пошла-а!..
И ошалѣлая вереница побрела дальше.
О. Петръ остановился, какъ пришибленный.
Сочувствіе о. Петра къ прихожанамъ и гуманное отношеніе къ нимъ весьма не нравились причту. Псаломщики съ досадой смотрѣли на батюшку, когда онъ склонялся на просьбу того или другого мужика сбавить плату за свадьбу, за сорокоустъ и т. п., или когда онъ совершалъ какую-либо "требу" для бѣдняка даромъ и при этомъ еще давалъ ему денегъ. Хотя о. Петръ относилъ подобныя пожертвованія на свой личный счетъ и сполна выдавалъ причетникамъ ихъ части изъ всей суммы сбора, но это ихъ не успокоивало. Имъ казалось, что батюшка играетъ въ популярность, что онъ, не нуждаясь въ деньгахъ, съ заднею мыслію, соритъ ими направо и налѣво, къ ущербу благосостоянія своихъ сослуживцевъ. Сперва они молчали и только хмурились. Потомъ чувство подозрительности и недовольства перешло у нихъ въ чувство ядовитой злобы, они начали протестовать. Однажды, по окончаніи обѣдни, когда народъ вышелъ изъ церкви, оба причетника подступили къ батюшкѣ съ цѣлію объясниться начистоту. Первый началъ Никанорычъ, церковникъ лѣтъ шестидесяти, толстый, со огромною головой, широчайшимъ кривимъ ртомъ и заплывшими глазами.
-- Батюшка, вы вотъ что, началъ онъ, принявъ вызывающую позу: -- коли хотите награждать мужиковъ, такъ платите изъ своихъ, а насъ ужь увольте. Намъ тянуться за вами нельзя.
-- Я и не заставляю васъ тянуться за мной, возразилъ о. Петръ.-- Если я кому даю что отбудь, такъ дѣйствительно изъ своихъ. Вы свое получаете сполна.
-- Вотъ то-то и есть, что не получаемъ, вставилъ другой причетникъ, Пантелеичъ, черный, какъ цыганъ, съ орлинымъ носомъ.-- Развѣ до васъ-то мы столько получали?
-- Я не знаю, сколько вы до меня получали, но вамъ пора увѣриться, что я васъ никогда и ничѣмъ не могу обидѣть.
-- Гм-гм... промычалъ Никанорычъ.-- Это намъ виднѣй... Я вотъ при четвертомъ священникѣ служу, а этакой вольности не видалъ.
-- Какой вольности? удивился о. Петръ.
-- Такой... пояснилъ Наканорычъ.-- Развѣ мужика можно такъ запускать? Вмѣсто десяти рублей -- восемь, вмѣсто двухъ -- рубль брать! Какъ это понять? Именно, вы это нарочно... на зло намъ. Вамъ, конечно, ничего: ваша часть всегда большая, сколько ни скащивайте, а намъ ущербъ. Да еще что! Теперь ужь мужику-то нашъ братъ и сказать не смѣй, и попросить лишнее не моги. "Намъ, говоритъ, батюшка -- и тотъ ничего, а вы что"? Развѣ это не обидно? Мы тоже вамъ ничего не сдѣлали. Свое дѣло знаемъ... Не первый годъ... Четвертаго священника переживаю. Какъ хотите, а мы терпѣть больше не будемъ. На васъ у насъ владыка есть. Такъ-то.
-- Что-жь, жалуйтесь! уступчиво проговорилъ о. Петръ.
-- И пожалуемся. Свое искать никто не запретитъ. Такъ-то, заключилъ Никанорычъ.
И Петръ не счелъ нужнымъ болѣе возражать, но послѣ этого разговора на него нашло нѣкоторое раздумье.
-- Можетъ быть, они и правы съ своей точки зрѣнія, думалъ онъ уже дома, сидя за чаемъ.-- Ближайшимъ виновникомъ ихъ недоборовъ являюсь я. Но что же мнѣ дѣлать? Не могу же я пустить въ ходъ вымогательство, въ пользу двухъ лицъ. И съ кого вымогать? ("Хлѣбушекъ"! мелькнуло у него въ головѣ). И безъ того не установишь желательной нравственной связи съ народомъ; что же было бы, еслибы я слѣдовалъ традиціонный системѣ? Но, съ другой стороны, что же дѣлать и псаломщикамъ? Положимъ, они люди грубоватые, не имѣютъ правильныхъ понятій о человѣческихъ отношеніяхъ. Но вѣдь и имъ нужно чѣмъ-нибудь жить...
О. Петру припомнилась одна журнальная статья, гдѣ обсуждался вопросъ о матеріальномъ положеніи духовенства, и онъ продолжалъ:
-- Какъ вѣдь вѣрно разочтено! Неужели нельзя такъ сдѣлать? Всѣ бы мы были съ жалованіемъ. Никакихъ недоразумѣній, никакихъ столкновеній изъ-за гроша ни съ народомъ, ни съ причтомъ. А теперь вотъ... Ишь накинулись... какъ на врага, на злодѣя. Тяжело!
-- Пей чай-то, простылъ давно, напомнила супруга.
-- Ахъ, да... Сейчасъ, Настя, сейчасъ! смущенно проговорилъ батюшка, точно виноватый, и залпомъ выпилъ холодный стаканъ.
-- Замечтался! продолжала Настя, вновь наливая мужу чай.-- Ты поменьше мечтай. Сидитъ, какъ у праздника. Не то чай, не то Богъ знаетъ что. Сиди, дожидайся его. Вѣдь скучно. Хоть бы поговорилъ о чемъ-нибудь...
-- Хорошо, хорошо... Мнѣ больше не нужно, не сердись, успокоительно проговорилъ о. Петръ.
Какъ ни старался батюшка примириться въ душѣ съ своими причетниками и оправдать ихъ рѣзкій протестъ, но содержаніе этого протеста и тонъ его глубоко запали ему въ душу. Онъ сохранилъ въ своихъ отношеніяхъ къ псаломщикамъ прежнюю мягкость и деликатность, но каждый разъ при свиданіи съ ними чувствовалъ стѣсненіе и нѣкоторый страхъ. Ему стало представлятся, что каждый изъ его сослуживцевъ носитъ за-пазухой по камню. Онъ желалъ бы одинъ исправлять всѣ церковныя службы и требы и посылать псаломщикамъ причитающійся имъ доходъ на домъ, лишь бы не встрѣчаться съ ними, не видѣть ихъ недовольныхъ лицъ, не замѣчать ихъ ядовитыхъ перемигиваній и таинственныхъ перешоптываній.
-----
Въ трудныя минуты жизни о. Петръ думалъ найти если не поддержку, то сочувствіе и утѣшеніе въ своей женѣ. Но онъ и тутъ ошибся. Настя оказалась нетолько не подготовленной, но и неспособной понимать его стремленія. Родители ея олицетворяли собой заскорузлое скопидомство и низкопробную нѣгу простаковской любви. Помѣстивъ дочку въ женскую бурсу, они аккуратно и щедро снабжали ее субсидіями на булочки, сухарики, пирожное, конфекты и т. п., тогда какъ многія изъ ея подругъ въ той же бурсѣ лишены были возможности пить чай. На каникулы и почти на всѣ праздники ее брали домой, экстраординарно пичкали, лелѣяли и постоянно внушали ей горделивую мысль, что она теперь "не какая-нибудь простая поповна, а дѣвушка образованная, все равно, что свѣтская". Когда она перешла въ пятый классъ, ей сшили платье со шлейфомъ, что еще болѣе возвысило ее въ собственныхъ глазахъ. Сверхъ обычныхъ уроковъ по учебнымъ предметамъ, она за особую плату брала уроки музыки, въ которой зашла такъ далеко, что играла не только "Ѣхалъ казакъ за Дунай", но и "Молитву дѣвы". Этого мало. Она еще училась -- тоже за особую плату -- французскому языку и отлично знала даже такую фразу, какъ je ne sais pas. Въ довершеніе всего, она тайкомъ отъ начальницы, въ заднихъ аппартаментахъ училищнаго зданія, выучилась польку танцовать. Ну, барышня, да и только... Когда эта барышня сдѣлалась матушкою, обладательницей и полной распорядительницей отцовскаго имущества, госпожой надъ работницей и работникомъ, хозяйкой надъ коровами, овцами, курами, индѣйками и т. п., то всѣ познанія по наукамъ, означеннымъ въ ея дипломѣ, у нея какъ рукой сняло. Въ ней ожили и затрепетали материнскіе инстинкты "древляго" скопидомства. Грубая жадность и дикій эгоизмъ овладѣли ею съ удивительной быстротой, тѣмъ болѣе, что воспитаніе въ женской бурсѣ нисколько не содѣйствовало уничтоженію предрасположеній къ этимъ добродѣтелямъ. Вліяніе училищной образованности обнаруживалось только въ высокомѣріи, съ какимъ она относилась нетолько къ причетникамъ и прихожанамъ, но и къ мужу.
Когда о. Петръ, въ первое время своего священства, началъ выяснять передъ женой задачи и характеръ своей новой дѣятельности и развивать свои планы, Настя сперва отсмѣивалась и отдѣлывалась неопредѣленными фразами, въ родѣ: "Ну, что впередъ загадывать? какъ придется... Поживемъ -- увидимъ". Потомъ стала говорить: "Вотъ еще что затѣваетъ! Ну, гдѣ-жъ таки это бываетъ? Смѣшно даже". Наконецъ (и довольно скоро) выступила уже съ прямымъ, настойчивымъ противорѣчіемъ и противодѣйствіемъ всему, что мужъ высказывалъ или дѣлалъ. О. Петръ пытался съ ней спорить, силился доказать ей правоту своихъ мыслей и разумность дѣйствій, но напрасно. "Э, поди ты"!.. безцеремонно обрывала его Настя, нерѣдко на самомъ патетическомъ мѣстѣ рѣчи. О. Петръ, обычно словоохотливый и живой, смолкъ, замкнулся въ себя, и дѣйствовалъ на свой страхъ.. Это въ свою очередь увеличивало недовольство и кропотливость матушки. Иной разъ, вечеркомъ, въ видахъ сближенія и примиренія съ супругой, батюшка скажетъ:
-- Настя, сыграй что-нибудь!
Иногда Настя пуститъ мимо ушей предложеніе супруга, а иногда и сыграетъ, молча и какъ будто нехотя. Выслушавъ въ сотый разъ, какъ "Поѣхалъ казакъ за Дунай" и какъ молится дѣва, о. Петръ не почувствуетъ никакого душевнаго облегченія, вздохнетъ и забарабанитъ пальцами по столу, или по стеклу.
Правильности семейныхъ и общественныхъ отношеній о. Петра повредило еще слѣдующее обстоятельство. Волостной писарь, красивый, ловкій и разухабистый брюнетъ, выключенный изъ второго класса какого-то учебнаго заведенія, издавна былъ знакомъ съ Настасьей Поликарновной. Когда она сдѣлалась матушкой, онъ не замедлилъ познакомиться и съ о. Петромъ и началъ часто посѣщать ихъ домъ. Сперва батюшка былъ радъ этому знакомству. Во-первыхъ, писарь нѣкоторымъ образомъ интеллигенція; во-вторыхъ, онъ близко стоитъ къ народу и отъ него можно узнать много интереснаго и поучительнаго относительно народной жизни. Такими соображеніями руководствовался батюшка, радушно принимая въ свой домъ новаго знакомаго. Но соображенія его не оправдались. Писарь оказался вовсе неспособнымъ къ серьёзнымъ бесѣдамъ. О народѣ онъ отзывался крайне презрительно, и нахально разсказывалъ о своихъ безсовѣстныхъ продѣлкахъ съ мужиками и бабами. Онъ даже не любилъ много разговаривать съ батюшкой, а больше льнулъ къ матушкѣ; неумолкаемо тараторилъ съ ней о всякихъ пустякахъ, отпускалъ сальныя остроты, каждый разъ просилъ ее играть, нѣжно подтягивалъ ей "Казака", причемъ ужасно кривлялся, ломался, принималъ нескромныя позы и дѣлалъ масляные глазки. Настя всѣмъ этимъ была весьма довольна, весело хохотала, болтала, рѣзвилась. Нѣсколько стѣсняясь обществомъ батюшки, писарь сталъ выбирать для своихъ посѣщеній такое время, когда Настасья Поликарновна оставалась одна. Такъ продолжалось съ полгода. О. Петръ морщилея-ыорщился, и наконецъ въ минуту наибольшаго раздраженія, безцеремонно выгналъ развеселаго гостя вонъ. Матушка вышла изъ себя, обозвала мужа "необразованнымъ мужикомъ, невѣжей, хамомъ", и нетерпимость ея къ о. Петру еще болѣе усилилась.
-- Дьячковское отродье! Привыкъ тамъ съ дьячками.. Кромѣ невѣжества и буйства ничего не можетъ понимать! не разъ упрекала она супруга. (О. Петръ имѣлъ несчастіе родиться отъ дьячка). За что, про что оскорбилъ благороднаго человѣка? Скандалистъ! Ты непремѣнно долженъ извиниться передъ нимъ. На что похоже? Живешь въ этакой глуши, никакого свѣта не видишь. Явился мало-мальски живой, благородный человѣкъ, и вдругъ этакая исторія! Невѣжа! Думаетъ, ужасно весело съ нимъ сидѣть! Уткнется въ книгу, либо въ газету, либо начнетъ разводить свои полоумныя рацеи. Ужасно весело! Ха-ха-ха-ха! Вотъ Богъ послалъ! Посмотрѣли бы папенька съ маменькой.
И нѣсколько разъ о. Петру приходилось выслушивать эти укоризны. Но онъ терпѣливо отмалчивался. Оставивъ жену въ покоѣ, онъ принялся за писаря. Узнавъ изъ его же собственныхъ разсказовъ, какія злоупотребленія и беззаконія допускаетъ онъ по отношенію къ крестьянамъ, батюшка принялъ сторону послѣднихъ. При всякомъ удобномъ случаѣ онъ внушалъ и растолковывалъ имъ, какъ нужно поставить себя къ писарю, чтобъ избавиться отъ его вымогательствъ. Писарь скоро замѣтилъ рѣзкую перемѣну въ отношеніяхъ къ нему мужиковъ и, заподозривъ вліяніе о. Петра, къ прежней злобѣ присоединилъ еще и жажду мести. Кромѣ того, о. Петръ сталъ замѣчать, что псаломщики частенько похаживаютъ къ оскорбленному деревенскому администратору. Наконецъ, онъ узналъ, что тріумвиратъ замышляетъ противъ него что-то грандіозно-злое.
Все это довело о. Петра до того нервно-напряженнаго состоянія, въ которомъ мы застали его въ началѣ первой главы
III.
Было двѣнадцать часовъ того самаго воскреснаго дня, который намѣченъ былъ Антономъ для бракосочетанія сына съ "здоровой" дѣвкой изъ Жорновки. О. Петръ только-что пообѣдалъ и собрался отдохнуть. Вдругъ раздался звонъ колокольчиковъ и бубенчиковъ. Батюшка заглянулъ въ окно. Къ церкви ухарски подкатывалъ довольно длинный свадебный поѣздъ.
-- Должно быть, Антонъ, заключилъ о. Петръ.-- Что бы еыу къ обѣднѣ... Прямо бы, не выходя изъ церкви... Только-было собрался прилечь, а онъ...
Батюшка расчесалъ волосы и бороду и началъ одѣваться. Но не успѣлъ онъ кончить своего туалета, какъ въ домъ вломился Антонъ и въ мигъ очутился въ залѣ.
-- Все какъ слѣдуетъ. Привалили -- и женихъ, и невѣста, и сродственники, громко объяснилъ Антонъ, размашисто жестикулируя.
-- Свидѣтельство привезъ?
-- Свидѣтельство? Какое свидѣтельство?
-- Свѣденія о невѣстѣ.... отъ жорновскаго священника.
-- Нѣтъ, не привезъ.
-- Какъ же это ты? Вѣдь я тебѣ говорилъ.
-- Это все наплевать!
-- Какъ "наплевать"? Неужели ты до сихъ поръ не понимаешь? Я безъ этого вѣнчать не могу.
-- А мы сдѣлаемъ такъ, что повѣнчаешь.
-- Какъ же это ты сдѣлаешь?
-- А такъ. Положено тебѣ десять цѣлковыхъ, а мы прикинемъ еще пятокъ. Вотъ и вся недолга!
-- Да не могу я, пойми ты это. Не нужно мнѣ твоего пятка.
-- Небось пригодится: не щенки...
-- Я тебѣ русскимъ языкомъ говорю, что не могу. Почему ты не взялъ свидѣтельства?
-- А ежели я не хочу? ломался Антонъ, прислонясь къ переборкѣ.-- А ежели я къ энтому батькѣ не хочу? А ежели я его знать не хочу?
-- Ты пьянъ! замѣтилъ о. Петръ.
-- Нѣтъ еще, не пьянъ, а выпить -- выпилъ, по свадебному дѣлу. Этого никто мнѣ запретить не можетъ.
-- Пока не представишь свидѣтельства, я вѣнчать не буду.
-- Этого нельзя. Это притѣсненіе. Всѣ въ готовности, харчей припасли видимо-невидимо, наварили, нажарили, къ церкви подѣхали... нельзя! Нѣтъ, это не подходитъ.
-- Не могу.
-- Нѣтъ, можете.
-- Не пойду я!
-- Нѣтъ, пойдешь.
-- Ну, довольно. Иди, не раздражай меня.
-- Не пойдешь?!
-- Послушай, Антонъ, я тебя велю вывести, если ты словъ не понимаешь, заключилъ о. Петръ.
-- Вывести? Гм-гм... Нѣтъ, зачѣмъ же. Мы сами дорогу знаемъ. Вывесть... какъ бы не вывесть! бормоталъ проситель, нѣсколько озадаченный.-- Я вѣдь тоже разговаривать не хочу. Возьму да уйду.
Онъ медленно и неловко провелъ ладонью но лбу, молча покачался изъ стороны въ сторону, и сильно хлопнувъ шапку объ руку, неровными шагами направился къ двери.
-- Такъ помни же ты это! неистово крикнулъ онъ, пріотворивъ дверь изъ сѣней и тотчасъ же захлопнувъ.
Всѣ, кромѣ жениха и невѣсты, остававшихся въ экипажѣ, окружили потерпѣвшаго. Тутъ же очутился и одинъ изъ причетниковъ, Никанорычъ.
-- Какъ же это такъ? Алъ что не по закону?
-- Все какъ есть но закону. Не хочетъ и шабашъ.
-- Ты-бъ ему набавилъ, ужь куда ни шло! предложилъ дружка.
-- Да вѣдь онъ насчетъ этого, кажись, не дюже... не падокъ! замѣтилъ кто-то.
-- Кто не надокъ? Попъ-то? встрялъ Никанорычъ.-- Много вы его знаете! Вы лучше мнѣ повѣрьте. Это онъ васъ заманивалъ... чтобы не вдругъ... Знаю я ихъ. Четвертаго попа переживаю, а этакого еще не видывалъ. Съ виду будто тихоня, а на дѣлѣ ободрать готовъ. То ничего, а какъ вотъ попался Антонъ, побогаче, онъ и насѣлъ. О-о, это не попъ, а казня египетская. За что онъ теперь Антона?.. Чего такого онъ не соблюлъ? Четвертной не посулилъ -- вотъ чего не соблюлъ!
Рѣчь Никанорыча видимо подѣйствовала на слушателей. Они стояли съ вытаращенными глазами и вообще имѣли такой видъ, будто уразумѣли непостижимую дотолѣ истину. Антонъ даже умилился.
-- Никанорычъ! воскликнулъ онъ:-- соблюлъ я, аль нѣтъ? Ты самъ видишь. Мы съ тобой изстари...
-- Соблюлъ, Антонъ Митричъ, все соблюлъ.
-- Зачѣмъ же онъ говоритъ: "подай выпись"? Вѣдь вонъ она, дѣвка-то, сидитъ. Кто ее не знаетъ? А онъ: выпись, да и шабашъ! Это какъ по твоему?