Зайцев Борис Константинович
Зайцев Б. К.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЗАЙЦЕВ Борис Константинович [29.1(10.2).1881, Орёл -- 28.1.1972, Париж; похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа], прозаик, переводчик. Отец З., Конст. Ник.,-- из дворян Симбирской губ., горный инженер. "Происхождение нашего рода -- татарское; имеется и примесь польской крови. Мать моя, Татьяна Васильевна,-- дочь малоросса и великоросски" (автобиография З.-- В кн.: Вен-геров. Лит-ра 20 в., т. 3, в. 8, с. 65). Детство З. прошло в с. Усты Жиздрин. у. Калуж. губ., первонач. образование получил под руководством гувернанток; гл. влияниями детства были пост. общение с природой и охота. В Калуге учился в классич. г-зии (1892--94; не окончил, весной 1902 экстерном сдавал экзамен по древним языкам в 6-й моск. г-зии). Окончил Калужское реальное уч-ще (1894--97, доп. класс -- 1898). Эти годы впоследствии описаны им в рассказе "Заря" (1911) и в первых двух книгах автобиогр. тетралогии "Путешествие Глеба" (Б., 1937; Париж, 1948). Отец З. (к тому времени дир. Моск. метал-лич. завода Гужона) хотел дать сыну технич. образование, но З. увлекся лит-рой. Начался "период метаний": химич. отд. Моск. технич. уч-ща (1898--99, исключен за участие в студенч. беспорядках), Горный ин-т в Петербурге (1899--1901), юридич. ф-т Моск. ун-та (1902--06; курса не закончил).
   Писать начал с 17 лет. Осенью 1900 в Ялте З. познакомился с А. П. Чеховым (см. главу о нем в кн. восп. З. "Москва", Мюнхен, 1973). В феврале 1901 послал рукопись пов. "Неинтересная история" Чехову и В. Г. Короленко, к-рые сдержанно отозвались о повести, но отметили талант автора (см.: Чехов. Письма, IX, 222, 526; Короленко. Редакторская книга -- ГБЛ, ф. 135). В этом же году З. познакомился с Л. Н. Андреевым. "Я Леонида с ранних лет знал и любил... с юности моей он для меня много значил. И на первых моих шагах много помог по лит. части... первый рассказик мой "В дороге" -- это он напечатал в "Курьере" (1901, 15 июля), он и в кружок литер<атурный> "Среда" ввел",--писал он А. В. Храбровицкому 9 сент. 1969 (ГБЛ, ф. 357, к. 28, No 53, л. 13--13 об.; см. также в кн. З. "Москва"). Н. Д. Телешов вспоминал, как Андреев впервые привел на собрание "Среды" З., "молоденького студента в серой форменной тужурке с золочеными пуговицами", к-рый "всем понравился" (Телешов Н. Д., Все проходит. Рассказы о встречах и о былом, [М., 1927], с. 69). По словам самого З., он стал писателем с тех пор, как "ощутил новый для себя тип писания: "бессюжетный рассказ-поэму"", характерный для ранних его произв. и составной частью прошедший через все творчество ("О себе" -- "Возрождение", Париж, 1957, No 70, с. 25). В "Курьере" в 1902--03 было опубл. неск. небольших импрессионистич. этюдов З. Впоследствии критика отмечала, что "в "лицейских" своих рассказах" З. очень быстро нашел свой тон, манеру и стиль (Ю. В. Соболев -- "Сполохи", кн. 11, М., 1917, с. 181). В 1902 (или 1903) происходит знакомство З. с И. А. Буниным, дружба с ним продолжалась долгие годы (в России и эмиграции; после 2-й мировой войны отношения осложнились). В доме З. в 1906 Бунин познакомился с В. Н. Муромцевой, к-рая была подругой жены З.-- Веры Алексеевны (в девичестве Орешниковой, 1879--1965, по первому мужу Смирновой; в гражд. браке с З.-- с 1902, венчание -- в 1912, после ее развода).
   Начиная с 1902 вся жизнь З. тесно связана с Москвой. Он жил на арбатских улицах и переулках. Полубогемный стиль жизни этих лет нашел отражение во мн. рассказах, преим. 2-го и 3-го сб-ков. В 1902 чл. моек. Лит.-худож. кружка, в 1906 участвует в издании просуществовавшего неск. месяцев ж. "Зори", по духу созвучного младшим символистам. С 1907 д. чл. ОЛPC, он также чл. Об-ва деятелей периодич. печати и литры. Связь с Петербургом, где печатались мн. произв. З., поддерживалась регулярными поездками, во время к-рых З. останавливался у Г. И. Чулкова. Через него З. познакомился с А. А. Блоком; общался с ним летом 1908 (см. очерк о Блоке "Побежденные" в кн. З. "Далекое", Вашингтон, 1965). В Петербурге посещал "среды" на "башне" у Вяч. И. Иванова. Лето З. обычно проводит в имении своего отца Притыкино (Кашир. у. Тульской губ.).
   Крупнейшим фактором духовного развития З. оказалась Италия. "С ней впервые я встретился в 1904 г.-- а потом не раз жил там [в 1907--11] -- и на всю жизнь вошла она в меня: природой, искусством, обликом народа, голубым своим ликом. Я ее принял как чистое откровение красоты" ("О себе", с. 26). Увлечение Италией сблизило З. с П. П. Муратовым (трехтомные "Образы Италии" к-рого поев. З.). Цикл очерков З. под
   общим назв. "Италия", частично опубл. в ж. "Перевал" (1907) и газ. "Лит.-худож. неделя" (1907), впоследствии составил одноим. том в его собр. соч. Через всю жизнь З. проходит тема Данте: исследования "Данте и его поэма" (М., 1922) и пер. "Ада", выполненный в 1913--18 ритмич. прозой (Париж, 1961). Помимо Данте переводил Г. Флобера: "Искушение св. Антония" (сб. "Знание", кн. 16, СПб., 1907; высоко оценен А. В. Луначарским -- IV, 316) и "Простое сердце" (альм. "Шиповник", кн. 12, СПб., 1910). Интерес З. к "высокому" в мировой культуре отмечал впоследствии Чулков: "Мне нравилось в Зайцеве то, что он постоянно искал каких-то больших встреч -- то с Гёте, то с Данте, то с Италией раннего Возрождения... Сердце, у него лирное" (в его кн.: Годы странствий, М., 1930, с. 266).
   В 1906 в Петербурге в изд-ве "Шиповник" вышел первый сб. З. "Рассказы. Книга 1-я" (2-е изд., СПб., 1908; 3-е изд., СПб., 1909). Критика отмечала самобытность, склонность к уяснению жизни в свете моральных и метафизич. проблем, экспансивность и субъективизм, сильно развитое пантеистич. чувство, лирич. начало прозы. "Поэтом космической жизни", к-рый "сливает людей с природой", назвал его А. Г. Горнфельд (в его кн.: Книги и люди. Лит. беседы, т. 1, СПб., 1908, с. 14). Гиппиус, подчеркивая талант З. в описании стихии, непосредств. проявлений жизни, отметила и оборотную сторону худож. манеры раннего З.-- отсутствие реальной человеческой личности: "Есть дыхание, но дыхание всего космоса, точно вся земная грудь подымается. Тот же космос вздыхает у автора и в его толпе, безликой, без единого человека" ("Тварное" -- "Весы", 1907, No 3, с. 72; об этом же писал К. И. Чуковский в ст. "Отпевание индивидуализма" -- "Речь", 1907, 4 ноября). Особо критика отмечала лиризм и оригинальность творчества З. (Брюсов -- ЗР, 1907, No 1, с. 88; Блок -- ЗР, 1907, No5, с. 71); "реалист, идиллик в антич. значении этого слова... он стоит в стороне от всех новых школ, и его муза приобретает свое, необщее выражение" (А. Топорков -- ЗР, 1907, No 10, с. 46--47; др. рец.: Эллис -- "Весы", 1908, No 2; Ю. Соболев -- "Лебедь", 1908, No 4; Абрамович Н. Я., Эстетизм и эротика.-- "Обр.", 1908, No4). "Своим" у З. было чувство мистич. слияния человеческого и природного миров, при к-ром человек осознает себя частью великого безымянного начала, созидающего духа, разлитого во Вселенной, и смерть осмысляется им прежде всего как растворение в этом начале. Сам З. называл свою первую книгу "небольшой поэмой в импрессионистич. роде" (Ответы на вопросы для "Лит. энциклопедии", авг. 1960, Париж -- ГБЛ, ф. 357, к. 19, No 29, л. 1), говорил о своем раннем творчестве в целом как о "чисто поэтич. стихии, избравшей формой не стихи, а прозу" ("О себе", с. 26). Особые качества прозы З.-- ее музыкальность и "интимность", негромкость -- сохранялись на протяжении всего творчества; З. определял это как "камерную музыку в лит-ре" (письмо А. В. Храбровицкому от 7 июня 1962 -- ГБЛ, ф. 357, к. 10, No 40, л. 4). Излюбленная форма рассказов -- этюд, часто выдержанный в определ. звуковой или цветовой гамме (напр., "Черные ветры" -- в черной, "Миф" -- в золотистой). Проза первого сб-ка своей экспрессивностью перекликается с произв. Андреева, в пантеизме и изображении природы З. близок Ремизову, а рус. деревни -- Бунину; из иностр. авторов З. сравнивали с Э. Верхарном, Ж. Роденбахом и К. Гамсуном. В 1904--07 круг периодики, где печатается З., довольно широк: от демократических ж. "Правда" и сб-ков "Знание" до изданий символистов -- ж. "Нов. путь", "Вопросы жизни", "Золотое руно", "Перевал". Своеобразие лит. судьбы З. в эти годы заключается в том промежуточном положении, к-рое он занимал между реалистич. и модернистским течениями. Личные контакты в осн. находятся в сфере первого, сам З., по собств. признанию, симпатизировал вторым, "но держался несколько в стороне" (Венгеров. Лит-ра 20 в., т. 3, в. 8, с. 65).
   Гл. ориентиром для З. всегда было творчество Чехова, влияние к-рого особо ощутимо в сб. "Рассказы. Книга 2-я" (СПб., 1909; [Соч.], 2-е изд., т. 2 -- Полковник Розов, М., [б. г.]; рец.: Ю. А. Айхенвальд -- "Слово", 1909, 25 февр.; В. В. Гофман -- там же, 1909, 6 апр.; Колтоновская Е. А., Поэзия для немногих.-- "Речь", 1909, 19 окт.; б. п.-- РБ, 1909, No 12, с. 98-- 100). Рассказы "Полковник Розов", "Сестра", "Гость", "Спокойствие" написаны в жанре психол. новеллы, типичной для кон. 19 в. Для прозы З. характерна трактовка "вечных тем" (жизни, смерти, любви) в религ.-этич. аспекте. Особенно это проявилось в пов. "Аграфена" ("Шиповник", кн. 4, СПб., 1908) -- наиболее значительном дорев. его произв. Критика сравнивала повесть с андреевской "Жизнью человека", заметно в ней и влияние прозы Ф. Сологуба. Н. И. Коробка писал, что в трагич. жизни крестьянки, не сломленной испытаниями и обретшей просветление перед смертью, З. умеет видеть и показать огромную, ни с чем не сравнимую ценность -- "человеческую душу с ее любовью и ее страданиями" (ВЕ, 1914, No 9, с. 303). Эллис в иро-нич. рецензии, указывая на несоответствие душевного мира героини ее социальному положению, назвал повесть "возвышенной органной фугой" "романтич. и мировых страданий и достижений некоей мировой и символич. кухарки Аграфены" ("Весы", 1908, No 10, с. 81; др. рец.: Г. Чулков -- "Слово", 1908, 4 мая); А. Басаргин <А. И. Введенский> -- МВед, 1908, 21 июня).
   В кн. "Рассказы. Книга 3-я" (СПб., 1911) определился тип героя З.-- пассивного, созерцательного, страдающего, но примиренно воспринимающего бытие, проявились нек-рое ослабление специфически "зайцевской" манеры, повторяемость тем, тенденция к беллетризации и сюжетному рассказу ("Сны", "Жемчуг", "Актриса"). Эти же черты характеризуют и его ром. "Дальний край" ("Шиповник", кн. 20, 21, СПб., 1913; отд. изд.-- М., 1915), посв. событиям 1905. Гл. герои (в образах к-рых просвечивают биогр. черты З. и его жены) -- представители моек. интеллигенции -- проходят через революцию, теряют близких друзей и остаются вдвоем с осознанием единств, ценности в хрупкой жизни -- их любви. Критика была почти единодушна в отрицат. оценке романа, считая, что З. ошибся в выборе фона: "Его герои -- вовсе не "рус. интеллигенция", но лишь моск. богема; они действуют на фоне рус. революции, и этот фон окончательно губит их" (Р. В. Иванов-Разумник -- "Заветы", 1913, No 6, с. 229; аналогично мнение А. Б. Дермана -- СевЗ, 1913, No 7, с. 140). Причиной неудачи выдвигали также неспособность З.-- мастера миниатюры -- справиться с большой формой (В. Л. Львов-Рогачевский -- "Совр.", 1913, No 9, с. 330; др. рец.: Л. Н. Войтоловский -- "Киев, мысль", 1913, 21 июня; Бурнакин А. А., Засахаренная революция.-- НВ, 1913, 4 окт.; Кранихфельд В. П., В мире призраков.-- СМ, 1913, No 11). Действительно, роман интересен в основном автобиографическими моментами и отдельными зарисовками и эпизодами.
   З. принадлежит несколько пьес, его драматургия явно ориентирована на чеховскую традицию и в худож. отношении уступает собств. прозе. "Верность" (в его сб.: "Рассказы. Книга 3-я") копирует сюжет "Иванова" (Вл. И. Немирович-Данченко собирался ставить ее в МХТ), "Усадьба Ланиных" (в отд. изд.-- М., 1914), сочетающая мотивы "Чайки" и "Вишневого сада", -- удачный режиссерский дебют Е. Б. Вахтангова в 1914 (рец.: В. Волин -- "Театр, газ.", 1914, 30 марта; С. Кармин (С. Г. Кара-Мурза) -- "Рампа и жизнь", 1915, No 46). З. признавался: "Да и я никакой не драматург. Это меня Чехов сбил. Правда, к удивлению моему, эта "Усадьба" потом у Корша шла с большим успехом, два раза... Все равно, театр не мое дело" (письмо Храбровицкому от 29 дек. 1966 --ГБЛ, ф. 357, к. 10, No 42, л. 10).
   Во время 1-й мировой войны З. вместе с женой и дочерью Натальей (р. 1912) жил в Притыкине. Воспринимая войну как общее бедствие, за к-рое все ответственны (и он в том числе), З. все же возлагал гл. вину на ее зачинщиков (см. письмо от 11 дек. 1914 Чулкову -- в кн. З. "Голубая звезда", М., 1989, предисл. А. Д. Романенко, с. 24). В брошюре "Беседа о войне" (М., 1917) писал об агрессивности Германии и проводил идею войны до победного конца. В дек. 1916 З., не желая идти на войну солдатом по призыву, поступил в Александров, воен. уч-ще, в марте 1917 был произведен в офицеры (см. об этом периоде жизни: "Мы, военные...", "Офицеры"-- в его кн. "Москва"). В августе заболел воспалением легких и уехал на отдых в Притыкино, где прожил до 1921, периодически бывая в Москве.
   В 1916--19 в "Книгоиздве писателей в Москве" выходит первое изд. "Сочинений" З. (т. 1--7). Позднее он писал, что в творчестве "эти годы отозвались ростом спокойной меланхолии..., еще ближе подводившей к Тургеневу и Чехову" ("О себе", с. 27). Е. А. Колтоновская, относя З. к неореалистам, видела его родство со старой лит-рой в прочном моральном фундаменте и в "яркой в его творчестве рус. стихии" (НЭС, т. 18, стб. 116, см. также рец.: В. Матвеев -- УР, 1916, 12 марта; Вяч. Полонский -- "Летопись", 1916, No 9; (Л. Гуре-вич) -- "Рус. зап.", 1916, No 12; Ю. Соболев -- "Сполохи", кн. 11, М., 1917).
   В 1916 З. так определил ход своего лит. развития: "... Начал с повестей натуралистических; ко времени выступления в печати -- увлечение т. н. "импрессионизмом", затем выступает элемент лирический и романтический. За последнее время чувствуется растущее тяготение к реализму" (Венгеров. Лит-ра 20 в., т. 3, в. 8, с. 65); из наиб, близких ему по духу писателей указывал Гоголя, Чехова, Пушкина, Данте, Гёте, Флобера. В зрелости З. отрицал к.-л. конкретные лит. влияния на свое творчество, но признавал общее филос.-религиозное. "Для внутреннего ... моего мира, его роста Владимир Соловьев был очень важен... Соловьев первый пробивал пантеистическое одеянье моей юности и давал толчок к вере" ("О себе", с. 26). Значит, роль в христ. самоопределении З. сыграл Н. А. Бердяев (см. очерк о нем в кн. "Далекое", Вашингтон, 1965, с. 61--69). Духовное развитие З. шло от неопределенного мистич. ощущения божественности мира к твердому православию, переломным моментом на этом пути оказалась революция, к-рую он решительно не принял. Потрясения, связанные с рев. событиями (гибель племянника-офицера, убитого толпой в февр. 1917; арест З. в 1921; тяготы разрухи и голода, болезнь), вызвали в З. религ. подъем и окончательно определили его путь к Церкви.
   В 1918 опубл. пов. З. "Голубая звезда" ("Слово", сб. 8, М.), к-рую он считал "самой полной и выразительной", "завершением целой полосы" и "прощанием с прошлым" ("О себе", с. 27). История любви мечтателя Христофорова (прототип -- писатель И. А. Новиков, близкий знакомый З., а ближайший лит. прообраз -- князь Мышкин) и девушки тургеневского типа изображена на фоне жизни моск. богемы начала века.
   Тревожная послерев. эпоха вызвала в творчестве З. двоякую реакцию. С одной стороны, это сб-к рассказов "Улица св. Николая" (Б., [1923]) --эмоц. отклик на совр. действительность; в од-ноим. рассказе (одном из лучших у З.), написанном нехарактерной для него ритмизованной прозой, ломкий прерывистый торопливый ритм передает ощущение сместившегося и находящегося на грани катастрофы привычного мира. С др. стороны, сб-к прозаич. и драм, новелл "Рафаэль" (М., 1922) и кн. очерков "Италия" (Собр. соч., т. 7, Б.--П.--М., 1923) -- уход от современности и поиск гармонич. единства в мире европ. культуры.
   О первом периоде жизни З. осталось сравнительно немного восп. современников. Мемуаристы, как правило, отмечали соответствие внеш. облика высоким нравств. качествам З., имеющим христ. основу: "...образец доброты, простоты, честности, скромности, благородства. Иногда кажется мне, что просто "святой человек"; иконописный лик его вполне выражает душевную сущность..." (А. Белый -- цит. по кн. З. "Голубая звезда", М., 1989, с. 22; см. также: Белый А., Между двух революций, Л., 1934, с. 249--53); "Продолговатое, несколько иконописное лицо... сияло добротой, приветливой улыбкой... полное отсутствие приземленности. Движения неторопливы, во всем облике мягкость, тонкость" (восп. M. H. Новиковой-Принц -- личный архив).
   В 1921 З. переехал из Притыкина в Москву. В 1922 избран пред. Моск. отд. Всерос. союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей, участвовал в "Studio Italiano". После заболевания брюшным тифом в 1922 получил разрешение выехать с семьей за границу для лечения. Жил сначала в Германии, затем в Италии, а с 1924 обосновался в Париже.
   За границей З. активно сотрудничал в эмигрантских изданиях ("Совр. записки", "Возрождение", "Рус. мысль", "Новый журнал" и мн. др.), долгие годы был пред. Парижского союза писателей и журналистов. Осн. темы заруб, произв. З. связаны с памятью о России: по его словам, революция "дала созерцать издали Россию, вначале трагическую, революционную, потом более ясную и покойную -- давнюю, теперь -- легендарную Россию моего детства и юности. А еще далее в глубь времен -- Россию "Святой Руси"" ("Молодость -- Россия". -- В сб. З.: "В пути", Париж, 1951, с. 25). Последняя ипостась родины воплощена в ряде "житийных портретов" -- Алексей Божий человек" (СЗ, 1925, No 26), "Преподобный Сергий Радонежский" (Париж, 1925) -- и книгах путевых очерков "Афон" (Париж, 1928) и "Валаам" (Таллинн, 1936) (паломничества в эти монастыри З. совершил в 1927 и 1935). В воссозданном З. образе святого Сергия Радонежского критика видела выражение нар. характера и идеала рус. государственности (Н. О. Лосский -- "Путь", 1926, No 2; З. Н. Гиппиус -- СЗ, 1925, No 25), а в очерках о монастырях -- важные этапы на пути З. к церкви (В. Грибановский -- "Вест. РСХД", 1976, No 117). Г. П. Струве, отмечая рост религиозной доминанты в произведениях З., связывал с его именем саму возможность говорить о духовном творчестве рус. эмиграции (в его кн.: Рус. литература в изгнании, Н.-Й., 1956). России рев. лет посвящены "повести смертей" "Странное путешествие" (своего рода эпилог "Голубой звезды"), "Авдотья смерть" (обе в его сб.: "Странное путешествие", Париж, 1927) и "Анна" (Париж, 1929), к-рые критика считала лучшими произв. З., переломными в стилевом отношении -- "по яркости, силе, жесткой и беспощадной правдивости" (Н. А. Оцуп -- СЗ, 1928, No 37, с. 529--30), по "плотности" образов и слов, высокой степени трагич. напряжения (Н. И. Кульман -- "Россия и славянство", 1929, No 51; Ф. Степун -- СЗ, 1930, No 41, с. 520). Ром. "Золотой узор" (Прага, 1926) и "Дом в Пасси" (Б., 1935) -- о жизни рус. интеллигенции в нач. 20 в. в России и эмиграции -- отчасти продолжают его беллетристич. манеру 10-х гг. и нек-рыми автобиогр. моментами соприкасаются с автобиогр. тетралогией "Путешествие Глеба" ("Путешествие Глеба. I -- Заря" -- Б., 1937; "Тишина" -- Париж, 1948; "Юность" -- Париж, 1950; "Древо жизни" -- Н.-Й., 1953). Тетралогия, к-рую З. называл "роман-хроника-поэма",-- обращение к классич. теме рус. лит-ры 19 в. "детство -- отрочество -- юность"; Г. Струве видел в ней и параллель к "Жизни Арсеньева" (в его кн.: Рус. лит-ра в изгнании, с. 265). В 3-й и 4-й частях заметными становятся монотонность и повторяемость повествования. В мемуарных книгах "Москва" (Париж, 1939)и "Далекое" (Вашингтон, 1965) критика отмечала любовное и объемное воссоздание З. эпохи нач. 20 в., выразительность его словесных портретов, мягкий юмор и, в отличие от мн. др. мемуаристов (Бунина, Гиппиус), неизменно благожелательное отношение к героям (С. Савельев <С. Г. Шерман> -- СЗ, 1939, No 69; Г. Адамович -- РМ, 1965, 7 авг.; Р. В. Плетнев -- "Нов. журнал", 1966, No 83). В произв. автобиогр. и мемуарного плана наиб, ярко отразилось то, что составляло основу творч. личности З. и отмечалось большинством знавших его современников -- непротиворечивость, гармонич. единство его писательского и человеческого обликов. В романизир. биографиях "Жизнь Тургенева" (Париж, 1932), "Жуковский" (Париж, 1951), "Чехов" (Н.-Й., 1954) интерес автора сосредоточен на внутр. мире и личной жизни писателя. Значит, часть творч. наследия З. составляет его публицистика ("Дневник писателя", "Дни"), рассеянная по периодике (газ. и ж. "Возрождение", газ. "Нов. рус. слово", "Рус. мысль" и др.), и переписка с многочисл. корреспондентами из Европы, США и России.
   Изд.: Собр. соч., кн. 1 -- 3, 5--7, Б.--П.--М., 1922--23; Избр. рассказы. 1904--1927, Белград, 1929; Тихие зори, Мюнхен, 1961; Река времен, Н.-Й., 1968; Избранное, Н.-Й., 1973 (вступ. ст. В. Завалишина); Мои современники, Лондон, 1988 (вступ. ст. Б. Филиппова); Голубая звезда, Тула, 1989; Улица Св. Николая, М., 1989 (сост. и вступ. ст. О. Н. Михайлова); Белый свет, М., 1990 (вступ. ст., сост. О. Михайлова); Земная печаль. Из шести книг, М., 1990 (вступ. ст., сост. и прим. Л. Иезуитовой); Осенний свет, М., 1990 (сост. и вступ. ст. Т. Ф. Прокопова); Избр. произв., т. 1--3, М., 1991 (сост. Е. В. Воропаевой и А. Е. Тархова, вступ. ст., комм. Воропаевой).
   Автобиографии: Сл. ОЛРС; [Рус. писатели о совр. рус. лит-ре и о себе].-- "Своими путями", Прага, ноябрь 1925/янв. 1926; Прыжок. (Из автобиографии).-- "Дни", Париж, 1926, 12 дек.; [Ответ на анкету] Как Вы стали писателем? -- "Илл. Россия", Париж, 1934, 8 дек.; [Essai autobiographique. Биографическое].-- Jn: Maestros Rusos, т. 6, Barcelona, 1962, p. XCIII--CXVI.
   Письма: Буниным -- "Новый журнал", Н.-Й., 1980, No 139 -- 40; 1982, No 146, 149; 1983, No 150; И. Шаховскому.-- В кн.: Шаховской И., Биография юности, Париж, 1977, с. 283--84; Л. Н. Назаровой.-- В сб.: И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества, Элиста, 1986, с. 164--72; О. Н. Михайлову.-- В кн.: Михайлов О., И. А. Бунин, Тула, 1987.
   Биогр. мат-лы: Городецкая Н., В гостях у З.-- "Возрождение", 1931, 13 янв.; Унковский В., У З.-- "Нов. рус. слово", Н.-Й., 1932, 1 мая; Берберова Н., Курсив мой, т. 1--2, 2-е изд., Н.-Й., 1983 (ук.); Шаховская З., Отражения, Париж, 1975, с. 205--09; Бахрах А., По памяти, по записям, Париж, 1980, с. 33--37; Одоевцева И., На берегах Сены, Париж, 1983, с. 495--502.
   Лит.: Волжский <Глинка А. С.>, О рассказах гг. Б. Зайцева, Л. Андреева и М. Арцыбашева.-- "Вопросы жизни", 1905, No1; Морозов М., Старосветский мистик. (Творчество З.).-- В его кн.: Очерки новейшей лит-ры, СПб., 1911; Чулков Г., Оправдание земли.-- В его кн.: Покрывало Изиды, М., 1909; Гуревич Л. Я., Старые приемы и новые лозунги.-- РМ, 1910, No 1; Коган П., Зайцев.-- В его кн.: Очерки по истории новейшей рус. лит-ры, т. 3, в. 1, М., 1910; Полонский- Гусин В., Б. Зайцев. (Критич. этюд).-- "Всеобщий ежемесячник", 1911, No 1; Бурнакин А., Эстетика с перцем.-- "Голос Москвы", 1911, 15 марта; Ященко А., Пессимистич. иск-во. [Ф. Сологуб, Б. Зайцев, Г. Чулков].-- "Нов. жизнь", 1911, No 3; Закржевский А., Мистика жизни и смерти. (Жорж Роденбах и З.).-- В его кн.: Сверхчеловек над бездной, Киев, 1911; Maurice, Boris Zajtsef.-- "Revue d'Europe et d'AmИrique", 1912, 15 janv.; Колтоновская Е. А., Пути и настроения молодой лит-ры.-- В ее кн.: Критич. этюды, СПб., 1912; Чуковский К. И., Б. Зайцев.-- В его кн.: Лица и маски, СПб., 1914; Голиков В. Г., О бодром и усталом [Рассказы В. Короленко и З.].-- "Вест, знания", 1915, No 2--3; Лаврецкий А., Б. Зайцев. (Мотивы раннего творчества).-- "Наши дни", 1915, No 3; Полонский Вяч., Творчество З.-- "Нов. жизнь", 1915, No 4; Айхенвальд Ю., Б. Зайцев.-- В его кн.: Силуэты рус. писателей, 3-е изд., в. 3, М., 1917; Горбов Д., Мертвая красота и живучее безобразие. ["Алексей Божий человек"].-- "Красная новь", 1926, No 7; Бугров Б. С., Судьбы чеховских традиций в рус. драматургии 1910-х гг.-- "Вест. МГУ. Сер. 7 -- Филология, журналистика", 1963, No 6; Куприн (ук.); Келдыш В. А., Рус. реализм нач. XX в., М., 1975, с. 264--67; Полякова М. А., Лирич. проза И. А. Бунина и З. (кон. 1890-х -- 1900-е гг.).-- В сб.: И. Бунин и лит. процесс нач. XX в. (до 1917 г.), Л., 1985; Прозоров Ю. М., Предисл. и прим. к публ. З. "Жуковский". -- РЛ, 1988, No 2--4; З. о рус. и сов. писателях. (Публ. Л. Н. Назаровой).-- РЛ, 1989, No 1. Осоргин М. А. (Ильин М. А.), Б. К. Зайцев.-- "Нов. рус. книга", Б., 1923, No 3/4; Недзельский Е., Дар скромности и созерцания. (О творчестве З.).-- "Воля России", Прага, 1927, No 12--1; Амфитеатров А. В., Лит-ра в изгнании, Белград, 1929, с. 31; Тхоржевский И., Б. Зайцев.-- В его кн.: Рус. лит-ра, Париж, 1946; Киприан, архимандрит <Керн К. Е.>, Б. К. Зайцев.-- "Возрождение", 1951, No 17; Зеньковский В. В., Религ. темы в творчестве З.-- "Вест. РСХД", Париж, 1952, No 1; Адамович Г., Б. Зайцев.-- В его кн.: Одиночество и свобода, Н.-Й., 1955; Степун Ф. А., Зайцев.-- В его кн.: Встречи, Мюнхен, 1962; Ржевский Л. Д., Тема о непреходящем.-- "Мосты", Мюнхен, 1961, No 7; Вейдле В. В., Рус. писатель. (К 80-летию З.).-- "Вест. РСХД", 1961, No60; Завалишин Вяч., Б. Зайцев. (К восьмидесятилетию).-- "Нов. журнал", Н.-Й., 1961, No 63; Ульянов Н. И., Диптих, Н.-Й., 1967, с. 88--97; Шиляева А., З. и его беллетризов. биографии, Н.-Й., 1971; Андреев Н., "Времени нет". О З.-- "Рус. мысль", Париж, 1981, 12 марта; ЛН, т. 72, 84 (кн. 1, 2), 85, 87. + НЭС; ЛЭ; БСЭ, КЛЭ; Муратова (2); Фостер; Зерно в Н., Рус. писатели эмиграции, Бостон, 1973; Б. К. Зайцев. Библиография. Сост. Р. Герра, под ред. Т. А. Осоргиной, Париж, 1982; Казак; Рус. эмиграция. Ж-лы и сб-ки на рус. яз. 1920--1980, под ред. Т. Л. Гладковой, Т. А. Осоргиной, Париж, 1988.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1623; ИМЛИ, ф. 245, ИРЛИ, ф. 377; ГПБ, ф. 408, ф. 1000, ф. 124, ф. 634 (рукописи, письма); ЦГИАМ, ф. 372, оп. 3, д. 615 (л. д.); ф. 418, оп. 316, д. 293 (л. д.); ЦГАОР, ф. 63, 1899 г., д. 1220, 1908 г., д. 548; ф. 102, 3 д-во, 1899 г., д. 2702, 7 д-во, 1899 г., д. 188, ч. 1.

E. В. Воропаева.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru