Засодимский Павел Владимирович
Наше общественное недомыслие

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

НАШЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НЕДОМЫСЛІЕ.

Желѣзнодорожная линія и ея первыя послѣдствія.-- Неисповѣдимые пути сообщенія.-- Богомъ обиженный край.-- Его немудрая торговля.-- Незавидная перспектива имъ страстно желаемой чугунки.-- Краснорѣчивыя цифры.-- Печальныя сравненія.-- Хроника желѣзнодорожныхъ несчастій.

   Долгіе годы неподвижно, сиднемъ сидѣлъ желѣзнодорожный русскій геній и вдругъ, подобно Ильѣ Муромцу, послушный высшему велѣнію, вспрыгнулъ и принялся дѣлать великія дѣла. Размахнулся Илья Муромецъ -- повалились заповѣдныя рощи, повалились вѣковыя дубровы; потянулись на тысячи верстъ желѣзные рельсы, народъ толпами повалилъ работать на "чугунку", концессіи посыпались градомъ. Запыхтѣли паровозы, покатились россіяне. Первымъ слѣдствіемъ такого оборота дѣлъ въ нашемъ любезномъ отечествѣ было повальное истребленіе лѣсовъ. О добываніи каменнаго угля только въ газетахъ кое-гдѣ отъ поры до времени проранивалось словцо и то какъ-то мимоходомъ, а на практикѣ, между тѣмъ, продолжаютъ истребляться громадные запасы лѣсовъ.
   Риль говоритъ, что западно-европейскіе народы не имѣютъ будущаго, потому что у нихъ нѣтъ лѣса; сѣверо-американцы же и русскіе, по его мнѣнію, будущее имѣютъ, ибо много лѣсовъ у нихъ, много простора. Но если взять въ соображеніе, что ежегодная заготовка дровъ для нашей Николаевской желѣзной дороги составляетъ 375,000 куб. саж., если прибавить еще къ этому дрова, сгорающія и имѣющія сгорѣть на другихъ русскихъ желѣзныхъ дорогахъ, на фабрикахъ и заводахъ, то окажется, что скоро надлежитъ наступить тому времени, когда мы по лѣсной части заявимъ себя несостоятельными. Лѣсовъ у насъ не станетъ, а просторъ останется прежній. Тогда -- по Рилю -- выйдетъ, что будущаго у насъ не стало... Нѣтъ! Насъ ожидаетъ будущее -- только бездровяное, безлѣсное, холодное...
   О желѣзныхъ дорогахъ пишутъ въ газетахъ, въ журналахъ, говорятъ по гостинымъ, пространно разсуждаютъ на обѣдахъ. Проэктируются новыя дороги, возникаютъ распри по; поводу направленія предполагающихся дорогъ, завязывается горячая полемика разомъ между нѣсколькими городами, каждый убогій городишка находитъ для себя необходимымъ желѣзную дорогу, всякая ничтожность споритъ за свое значеніе и доказываетъ его великую важность. Шуму очень много... Полезность желѣзныхъ путей сообщенія отрицать въ наше время нельзя: хорошая вещь -- хорошая желѣзная дорога, если есть, разумѣется, что возить по ней. то есть -- сказать другими словами -- если она можетъ удовлетворять дѣйствительной общественной потребности и служить производительно. Желѣзная дорога пролагается или "съ цѣлью усиленія существующаго уже большого обмѣна богатствъ въ сильно населенныхъ, высоко развитыхъ странахъ", или же пролагается она "въ мѣстностяхъ малонаселенныхъ, въ главныхъ пунктахъ которыхъ основываются складочныя мѣста". Но если потребность желѣзной дороги относится къ области потребностей фантастическихъ, если она не вызвана насущными нуждами извѣстнаго края, -- тогда постройка ея, въ виду удовлетворенія болѣе настоятельныхъ, реальныхъ потребностей, дѣлается на болѣе или менѣе продолжительный періодъ времени излишнею тяготою для народа.
   О желѣзныхъ дорогахъ сочли долгомъ заговорить у насъ даже въ такихъ дебряхъ, каковы, напримѣръ, вологодскія дебри. По этимъ знаменитымъ дебрямъ весною и осенью, а частью и лѣтомъ, вовсе почти проѣзда нѣтъ. Тамошними лѣсами можно пробираться истинно только съ опасностью жизни. Этимъ мы, конечно, не хотимъ сказать, что наши желѣзныя дороги будто бы представляютъ менѣе шансовъ сломать себѣ шею -- избави Богъ!.. Мы теперь, просто, намѣрены констатировать факты, имѣющіеся у насъ подъ руками; мы намѣрены, на основаніи этихъ фактовъ, указать на то, какъ сильно желѣзнодорожная манія обуяла русскимъ человѣкомъ, Мы укажемъ на то, что есть у насъ въ настоящую минуту, что слѣдовало бы немедленно предпринять и такъ же на то, о чемъ можно помечтать только впослѣдствіи. Мы начнемъ съ начала, то есть съ факта quasi частнаго, единичнаго, но въ сущности имѣющаго весьма широкій смыслъ.
   Проѣзжая весной, напр., по дорогѣ ярославско-вологодской, путникъ измучится и тѣломъ и душой такъ, какъ будто бы однимъ махомъ весь свѣтъ исколесилъ, а въ дѣйствительности, между тѣмъ, и 200 верстъ не проѣхалъ. Лошади на каждомъ шагу вязнутъ по брюхо, тарантасъ уходитъ въ липкую грязь по самыя оси. Пять выносливыхъ, здоровыхъ, крѣпкихъ лошадей едва-едва тянутъ легкій парный тарантасъ съ двумя пассажирами и съ ихъ двухпудовою кладью. Самое большое можно сдѣлать въ часъ четыре версты. Самая же дорога въ этотъ сезонъ представляетъ ужасное зрѣлище. Тамъ и сямъ торчатъ изъ грязи колеса, оси, стяги, виднѣются цѣлые передки экипажей, валяются поломанныя телѣги, оглобли, колоды, брошенныя зачѣмъ-то посерединѣ дороги; лужи, на подобіе озерковъ, тамъ и сямъ преграждаютъ этотъ и безъ того трудный путь. Глядя на обломки экипажей и телѣгъ, можно подумать, что по этимъ мѣстамъ только что прошли непріятельскія полчища. Такъ все смотритъ пасмурно, зловѣще... И невольно думается: неужели во времена татарскаго ига, въ ту пору, какъ ханскіе баскаки разъѣзжали за данью, дороги на Руси были хуже нынѣшней ярославско-вологодской. Умъ, рѣшительно, отказывается допустить подобное предположеніе. И вотъ, при такихъ-то патріархальныхъ путяхъ сообщенія, когда на лошадяхъ ѣздить нельзя, когда можно мечтать только о порядочномъ шоссе или сносной проселочной дорогѣ, вдругъ поднимается вопросъ о проведеніи желѣзной дороги между Вологдой и Ярославлемъ. Сношенія между этими городами, исключая почтовыхъ, казенныхъ, вообще говоря, не бойки. Торговыя же движенія въ этой мѣстности производятся преимущественно по зимнему пути на саняхъ (на "розвальняхъ"). Средства и пути передвиженія таковы же, какъ и въ XIII и въ XIV вѣкѣ. Самымъ убѣдительнымъ доказательствомъ того, что сношенія между упомянутыми городами не бойкія, служитъ жалкое состояніе самой дороги. Очевидно, если бы между Вологдой и Ярославлемъ были болѣе оживленныя сообщенія, вызываемыя сильнымъ развитіемъ промышленныхъ и соціальныхъ интересовъ, если бы города эти сознавали реальную потребность въ быстрыхъ и частыхъ сношеніяхъ, то варварская дорога, подобно нынѣшней, не могла бы просуществовать и года. Оттого и дорога пришла въ упадокъ, что не нужна она была совсѣмъ. Вологда живетъ сама по себѣ, Ярославль самъ по себѣ...

-----

   Вологодскій край -- край богомъ обиженный. Онъ торгуетъ хлѣбомъ, льномъ, кожами, веревками, яицами, однимъ словомъ, сырыми продуктами, какими торговала Русь еще во времена Владиміра Мономаха. Но за то во времена Владиміра Мономаха и желѣзныхъ дорогъ не строили. Претензіи должны имѣть основаніе, а вологодскій край, какъ и много вѣковъ тому назадъ, такъ и въ наши золотые дни не только доброкачественностью, но и количествомъ своихъ матеріаловъ похвалиться не можетъ -- развѣ за исключеніемъ устюжскихъ шкатулокъ и полотенъ. Черневой же -- нѣкогда знаменитой -- устюжской работѣ, какъ кропотливой дѣтской забавѣ, придавать серьезнаго значенія нельзя. "Зачѣмъ же вдругъ понадобилась Вологдѣ желѣзная дорога?" спрашивали мы себя, узнавъ изъ газетъ, что и "богомъ обиженный край" хлопочетъ о дорогѣ. Что же станутъ возить по этой желѣзной дорогѣ? Любители желѣзно-дорожной спекуляціи, конечно, не думая долго, отвѣтятъ, что вологодскій край будетъ хлѣбъ возить... Нѣтъ у него хлѣба. Три года тому назадъ ему самому ѣсть было нечего. Край -- бѣдный. Въ будущемъ -- его богатство. Съ того же пункта, гдѣ мы теперь стоимъ, его богатствъ еще не видно. Въ настоящемъ же онъ представляетъ невеселый пейзажъ. Земля вологодская велика, обширна, но и только... Земледѣльцы -- побогаче покидаютъ свои участки для города, въ городѣ открываютъ лавочки да кабачки, пускаются въ коммерцію,-- и на славу спаиваютъ своихъ земляковъ -- однодеревенцевъ, пріѣзжающихъ по базарнымъ днямъ на рынокъ съ четверикомъ ржи, съ кускомъ холстины или съ другими тому подобными бѣдными продуктами бѣднаго края. Это -- кулаки, это -- меньшинство. Крестьяне же побѣднѣе едва сами пропитываются съ своихъ скудныхъ, четыредесятинныхъ надѣловъ. Это -- большинство, это -- бѣдняки. Половина помѣщичьихъ нолей запущена; другая половина, благодаря патріархальной системѣ полеводства, основанной на увѣренности, что "Богъ не выдастъ -- свинья не съѣстъ" -- приноситъ едва 1/5 часть того, что бы приносить могла при иныхъ, болѣе раціональныхъ способахъ земледѣлія, давнымъ давно уже извѣстныхъ и приложенныхъ на дѣлѣ въ государствахъ западной Европы. Арендаторы-диллетанты, расплодившіеся въ послѣднее время, истощаютъ чужую землю я набиваютъ свой карманъ. Явились же они вслѣдствіе того, что наши бары, взросшіе въ крѣпостничествѣ, не могли сладить съ новымъ экономическимъ порядкомъ, потребовавшимъ и труда, и знанія, и рады были кому бы то ни стало сдать за самую умѣренную плату свои полузапущенныя земли. Если -- такъ называемые -- образованные люди въ сельско-хозяйственной области бродягъ, какъ впотьмахъ, то чего же требовать отъ народа... Итакъ хлѣбомъ вологодскій край не богатъ. И его хваленый ленъ идетъ нынѣ далеко уже не такъ шибко, какъ во дни оны. Остаются веревки, яйца... (Но разумно ли для нѣсколькихъ сотъ куриныхъ яицъ строить желѣзную дорогу!..) Однимъ словомъ, "обмѣнъ богатствъ" въ вологодскомъ краѣ такъ незначителенъ, что желѣзной дороги въ этомъ отношеніи не требуется. "Складочнымъ пунктомъ" Вологда была лѣтъ 300 тому назадъ, а нынѣ она потеряла и это значеніе. Слѣдовательно, и тутъ нѣтъ основанія для сооруженія желѣзной дороги. Конечно, желѣзную дорогу выстроить можно, если желаніе ее выстроить слишкомъ горячо, слишкомъ страстно: на свои гроши можно всегда бѣду купить...
   Выстроится желѣзная дорога скоро, но скоро ли она окупится съ ея дорогимъ ремонтомъ и содержаніемъ? Начнутъ ломаться локомотивы, станутъ сходить съ рельсовъ вагоны, станутъ сталкиваться и разбиваться въ щенки цѣлые поѣзды, будутъ они въ водѣ тонуть и огнемъ горѣть. Пассажиры по зимамъ въ чистомъ полѣ станутъ мерзнуть и голодать по нѣсколько часовъ, а иногда и по цѣлымъ суткамъ изъ-за того, напр., что машинѣ будетъ угодно перестать дѣйствовать на половинѣ пути, а другой не заблагоразсудится придти во время со станціи на помощь къ страдальцамъ. Товарные поѣзды будутъ, какъ уже и бывало у насъ, стоять по нѣсколько мѣсяцевъ гдѣ нибудь у станціи; хлѣбъ въ мѣшкахъ слежится, дастъ ростки, сгліетъ, веревки могутъ истлѣть, а яйца протухнутъ навѣрно... Выше завѣсы не поднимаемъ. Мы не укажемъ на самыя темныя мѣста печальной перспективы, дабы не напугать добрыхъ людей. Впрочемъ, стоитъ только заглянуть въ газеты: что тамъ пишутъ о Николаевской, о самой необходимой, о самой раціональной изъ нашихъ желѣзныхъ дорогъ. О харьковской, о козловско-рязанской, объ одесско-балтской, о троицко-ярославской и о другихъ желѣзныхъ дорогахъ мы уже не говоримъ. И еще многія изъ нашихъ желѣзныхъ дорогъ ожидаетъ таже горькая участь... Чѣмъ же оправдывается появленіе нѣкоторыхъ изъ нихъ?
   "Нынѣ вездѣ заводятъ желѣзныя дороги! Я мы развѣ хуже другихъ? раздумываютъ вологодскіе граждане. Чѣмъ же мы хуже другихъ?..." Дѣйствительно, читатель, они не хуже многихъ другихъ. Я что они плохи, о томъ вологжане и сами не спорятъ. Плохи они тѣмъ, что болотъ не осушаютъ, безъ толку выжигаютъ и вырубаютъ лѣса, истощаютъ почву, незагадывая о завтрашнемъ днѣ, плохи тѣмъ, что мало сырья производятъ,-- значитъ тѣмъ, что лѣнивы, наконецъ плохи они въ томъ отношеніи, что сырье не обработываютъ -- значитъ, неумѣлы.... Уже давно бы слѣдовало между Вологдой и Ярославлемъ устроить шоссе; не слѣдовало бы, по обыкновенію, откладывать дѣла въ такой долгій ящикъ, изъ котораго его трудно и вытащить. При существованіи шоссе, лошади, по крайней мѣрѣ, могъ бы не ломали, пассажиры бы не ломали шеи и спинъ, а товары бы ходили и зимой и лѣтомъ. А желѣзная дорога потерпѣла бы "bis bessern künftigen Tagen". Повторяемъ: вологодскій край богатствъ еще не нажилъ и по желѣзной дорогѣ возить ему много нечего. Когда явится интеллигенція, йена шутку закипитъ сельская, промышленная, фабричная и иная дѣятельность, когда соберутся капиталы, тогда естественнымъ образомъ явится и потребность въ желѣзной дорогѣ; шоссе будетъ уже недостаточно. Большому кораблю -- большое и плаваніе... Теперь же выходитъ недоразумѣніе. Въ Петербургѣ мнятъ, что тому или другому краю, дѣйствительно, во чтобы-то ни стало, до-зарѣза нужна желѣзная дорога. Петербургъ, смотря издали и видя русскія земли, безъ конца уходящія въ даль, думаетъ, что та или другая провинція переполнилась до краевъ всевозможными дарами неба и земли, что имъ не но чемъ стало возить свои богатства, не на чемъ развозить ихъ по бѣлу свѣту. А на дѣлѣ выходитъ только недомысліе... Но если Вологда и нуждается въ желѣзной дорогѣ, то ужь отнюдь не на Ярославль, а на Рыбинскъ, ибо главный предметъ торговли -- крупчатка -- идетъ черезъ Рыбинскъ. Колоніальные и другіе, товары получаются въ Вологду изъ Петербурга, а не изъ Москвы. Слѣдовательно, Вологдѣ несравненно выгоднѣе сноситься непосредственно, прямо съ Петербургомъ, чѣмъ черезъ Ярославль и Москву дѣлать значительный объѣздъ, который стоилъ бы лишней затраты времени и денегъ. Къ тому же Рыбинскъ, какъ торговый, приволжскій пунктъ, весьма важенъ не для одной Вологды, а для всего вообще сѣвернаго края, особенно теперь, когда проведена рыбинско-бологовская желѣзная дорога. Ни поддержитъ ли онъ свое значеніе и впередъ -- это вопросъ, рѣшеніе котораго будетъ зависѣть отъ того, останется ли Москва главнымъ центромъ нашей торговли или будетъ поглощена Петербургомъ, -- центромъ европейской торговли.
   До сихъ поръ мы говорили только объ одномъ изъ многихъ русскихъ уголковъ -- именно въ той мысли, что всѣ или -- по крайней мѣрѣ -- большая часть русскихъ городовъ и городишекъ сильно похожи другъ на друга. И историческія ихъ условія -- обрывки традицій, и условія жизни и интеллигенціи не слишкомъ различествуютъ между собой. Эта безличность русскихъ городовъ давно уже была подмѣчена Гоголемъ. Всѣ наши города, словно, списаны одинъ съ другого но заказу христовымъ художничкомъ...

-----

   Наговоривъ столь много непріятныхъ вещей богомъ обиженному краю, для приданія истинности нарисованной нами перспективѣ, ожидающей его чугунку, и для подтвержденія и усиленія своихъ доводовъ -- мы приведемъ нѣсколько цифровыхъ данныхъ.
   На 6 русскихъ желѣзныхъ дорогахъ {Николаевская, грушевско-донская, с.-петерб.-варшавская, московско-нижегородская, рижско-динабургская, московско-рязанская.} за 2 года (1864--1866) число схожденій поѣздовъ съ рельсовъ вслѣдствіе различныхъ недостатковъ пути {Какъ, напр., расширеніе пути, ломка рельсовъ, стрѣлки и перекресты, неосмотрительно предпринятыя починки пути и проч.} равняется 90. Упомянутыя дороги имѣютъ 2,686 верстъ протяженія. При этомъ не безъинтересно сравнить съ этою цифрою число схожденій на англійскихъ желѣзныхъ дорогахъ. Сумма схожденій поѣздовъ съ рельсовъ на англійскихъ дорогахъ въ періодъ времени отъ 1842 до 1853 т. е. за 10 лѣтъ равняется 30. Протяженіе англійскихъ желѣзныхъ дорогъ въ то время простиралось до 5,794 верстъ. Отсюда видно, что для англійскихъ дорогъ въ 1 годъ на 100 верстъ придется 0,051 несчастныхъ случаевъ, а въ Россіи за такой же періодъ времени я на такомъ же протяженіи -- 1,116. Слѣдовательно, на русскихъ желѣзныхъ дорогахъ болѣе, чѣмъ въ 20 разъ чаще, чѣмъ на англійскихъ -- происходятъ несчастія отъ плохой администраціи дорогъ и несовершеннаго устройства ихъ. Сравнимъ теперь число пострадавшихъ отъ этихъ схожденій -- въ Англіи и у насъ. На англійскихъ желѣзныхъ дорогахъ за 9 лѣтъ (1844--1852 г.) число несчастій = 30, убитыхъ 12, раненыхъ 51. Въ Россіи же за 6 лѣтъ (1864--1869 г.) число несчастій -- 336, убитыхъ 296, раненыхъ 353 (допустимъ равное протяженіе дорогъ). Разница страшно громадная... Смертные случаи, происходящіе при переходѣ и переѣздѣ черезъ дороги, вслѣдствіе недостатка присмотра за путями -- въ Англіи въ 24 раза рѣже, чѣмъ въ Россіи, въ 10 разъ рѣже, чѣмъ въ Пруссіи, и въ 3 раза рѣже, чѣмъ въ Германіи. Между тѣмъ, число надсмотрщиковъ при дорогахъ въ Россіи значительно болѣе, чѣмъ въ Англіи. На "Eastern -- Counties" въ 1864 г. на 1 версту сторожей приходилось 1,5, на "Great -- Western" -- 1,0; на "London -- South" -- 0,3 и на "North -- British" такъ же -- 0,3. На николаевской же желѣзной дорогѣ въ томъ же 1864 году приходилось сторожей на 1 версту 3,8. Сверхъ постоянныхъ 2,343 сторожей, на николаевской желѣзной дорогѣ нанимается еще ежегодно поденныхъ рабочихъ, до 639,713 человѣкъ. Между тѣмъ изъ таблицъ г. Порай-Кошицы видно, что у насъ большее число схожденій съ рельсовъ падаетъ на долю николаевской дороги (45); а грушевско-донская дорога представляетъ наименьшее число схожденій (2). {Всѣми вышеприведенными цифрами мы воспользовались изъ "Архива Судебной Медицины", за 1870 г. No 1, стр. 134, 136, 1.41, 143, 146.}
   Теперь, безъ сравненіи, обратимся мы прямо къ русскимъ желѣзнымъ дорогамъ и возьмемъ для наблюденій меньшіе періоды времени. Возьмемъ, напр., январь 1870 года -- и получится нижеслѣдующая таблица:
   1) На нижегородской желѣзной дорогѣ близь Васильевской станціи произошло столкновеніе двухъ товарныхъ поѣздовъ, повреждено и сломано 23 вагоновъ. (Правит. Вѣстникъ.)
   2) На Торбинской станціи пассажирскій поѣздъ наѣхалъ на товарный; въ товарномъ разбито 3 вагона, въ пассажирскомъ -- паровозъ и тендеръ. (Моск. Вѣд.)
   3) На московско-курской желѣзной дорогѣ сошелъ съ рельсовъ почтовый поѣздъ, 2 вагона разбились. (Рус. Телегр. Агентство.)
   4) Поѣздъ, шедшій изъ Крюкова въ Одессу, сошелъ съ рельсовъ, разбито 15 вагоновъ, 7 повреждено. (Донесеніе Управленія Одесской желѣзной дороги.)
   5) На московско-курской желѣзной дорогѣ почтовый вагонъ сошелъ съ рельсовъ и стащилъ за собою пассажирскій; отъ почтоваго вагона остались только разборы стѣнъ да крыша. (Моск. Вѣд.)
   6) На орловско-витебской желѣзной дорогѣ -- по небрежности поѣздной прислуги -- произошло столкновеніе двухъ товарныхъ поѣздовъ. Паровозъ и мять вагоновъ повреждены. (Петерб. Газ.)
   7) Около Малой Вишеры на николаевской желѣзной дорогѣ сошелъ съ рельсовъ пассажирскій поѣздъ. (Ibid.)
   8) На тульской желѣзной дорогѣ, въ поѣздѣ, шедшемъ изъ Орла въ Москву, сгорѣли 2 вагона, нагруженные хлопкомъ. (Ibid.)
   9) На варшавской желѣзной дорогѣ между станціей Дукштой и Игналиной курьерскій поѣздъ столкнулся съ товарнымъ. Произошли поврежденія. (Ibid.)
   10) На той же дорогѣ товарный поѣздъ сошелъ съ рельсовъ. Паровозъ съ тендеромъ и два вагона сброшены подъ насыпь. (Ibid.)
   Итого -- изломано 62 вагона (изъ нихъ 12 повреждено), 3 паровоза и 2 тендера.
   Замѣчательно, что столкновенія и схожденія съ рельсовъ происходятъ всего чаще.
   При этомъ не лишнимъ считаемъ, для характеристики нашихъ желѣзныхъ дорогъ, привесть курьезную выписку изъ одной газеты.
   

Февраль 1870 года.

   Февраля 1. На московско-орловской желѣзной дорогѣ столкнулся поѣздъ, при чемъ одинъ вагонъ 2-го класса опрокинулся. Одна пассажирка расшибла себѣ голову.
   Февраля 2. На курской желѣзной дорогѣ поѣздъ сошелъ съ насыпи; убиты два кочегара и ранены семь человѣкъ прислуги.
   Февраля 3. На московско-курской желѣзной дорогѣ задавленъ сторожъ Яковлевъ.
   Февраля 5. На московской желѣзной дорогѣ два вагона сошли съ рельсовъ.
   Февраля 6. На варшавско-вѣнской жел. дорогѣ раздавленъ неизвѣстный человѣкъ. Въ тотъ же день на с.-петербургско-варшавской дорогѣ случилось тоже самое. Въ тотъ же день на одесско-балтской жел. дорогѣ совершенно прекратилось движеніе; поѣзды увязли въ снѣгу.
   Февраля 7. На рязанской желѣзной дорогѣ соскочили съ рельсовъ два вагона. Въ тотъ же день, спустя 2 1/2 часа, на томъ же мѣстѣ соскочилъ еще вагонъ.
   Февраля 8. Между Харьковомъ и Таганрогомъ прекратилось сообщеніе -- изъ-за снѣговъ.
   Февраля 10. На орловско-витебской жел. дорогѣ подъ товарнымъ поѣздомъ лопнулъ рельсъ. Десять вагоновъ разбилось, а тринадцать сошли съ рельсовъ, захвативъ съ собою и два паровоза. До 13-го февраля вагоны убирали съ дороги. Въ тотъ же день (10 февраля) на николаевской жел. дорогѣ раздавленъ сторожъ.
   Февраля 11. Поѣздъ изъ Харькова въ Курскъ не пошелъ, ибо между Бѣлгородомъ и Харьковомъ прорвало въ нѣсколькихъ мѣстахъ насыпь, а возлѣ станціи затопило рельсы.
   Того же числа на орловско-витебской желѣзной дорогѣ поѣздъ сошелъ съ рельсовъ вмѣстѣ съ паровозомъ.
   Того же числа на курско-азовской желѣзной дорогѣ, вслѣдствіе размыва баласта, два пассажирскихъ вагона сошли съ рельсовъ.
   Того же числа на московско-курской желѣзной дорогѣ паровозъ съ цѣлымъ пассажирскимъ поѣздомъ соскочилъ съ рельсовъ, вслѣдствіе расширенія пути. При этомъ двое ранено.
   Февраля 12. На с.-петербургско-варшавской желѣзной дорогѣ между станціей Дубно и Динабургомъ одинъ поѣздъ наѣхалъ на другой. При этомъ разбитъ концевой фургонъ поѣзда у одного, а у другого поврежденъ локомотивъ...
   Довольно. Къ этой выпискѣ мы не находимъ нужнымъ что либо прибавлять...

П. Засодимскій.

"Дѣло", No 6, 1870

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru