ЖУВ (Jouve), Пьер Жан (р. 11.X.1887, Аррас) -- франц. поэт и романист. Первые поэтич. опыты "Римские и флорентийские музы" ("Les Muses romaines et florentines", 1910) отмечены влиянием поздних символистов (Ж. Мореаса), но уже в сб-ках "Аэропланы" ("Les aéroplanes", 1911), "Присутствия" ("Présences", 1912), "Говорить" ("Parler", 1913), проявляя пристальный интерес к приметам научно-технич. прогресса, Ж. сблизился с унанимизмом. В 1915 он уехал в Швейцарию, где подружился с Р. Ролланом (кн. "Живой Ромен Роллан" -- "Romain Rolland vivant", 1920). Стихи эпохи 1-й мировой войны, собранные в кн. "Трагические поэмы" ("Tragiques", 1922) и "Моление" ("Prière", 1924), пронизаны пацифист. настроением. В сер. 20-х гг., пережив духовный кризис, Ж. пришел к отречению от написанного им раньше и утверждению "религиозной перспективы как единственного ответа на ничтожество (le néant) времени". Фрейдистские тенденции и мистико-теологич. мотивы легли в основу серии романов: "Паолина 1880" ("Paulina 1880", 1925), "Пустынный мир" ("Le monde désert", 1927), "Геката" ("Hécate", 1928), "Вагадю" ("Vagadu", 1931), "Кровавые истории" ("Histoires sanglantes", 1932) и стихотв. сб-ков: "Бракосочетания" ("Les noces", 1928), "Потерянный рай" ("Le paradis perdu", 1929), "Кровавый пот" ("Sueur de sang", 1934), "Небесная материя" ("Matière céleste", 1937). Исследуя в этих произв. "бесчисленные геологические пласты" подсознания, Ж. представляет человека игралищем катастрофич. стихий -- первоосновы всякого бытия. В канун 2-й мировой войны сквозь христиански-фрейдистскую символику у Ж. все явственнее пробивается тревожное предчувствие нависшей над человечеством угрозы, к-рая рисуется поэту в образах, предсказанных Апокалипсисом: сб., озаглавленный по-гречески "Kyrie" ("Смилуйся, господи", 1938). После оккупации Франции нем.-фашист. войсками в 1940 Ж., находясь в Женеве, выступил как один из крупнейших поэтов Сопротивления. Его творчество вобрало в себя раздумья о судьбе родины, нац. культуры, об истории народа, из века в век пронесшего жажду свободы и духовного обновления: кн. эссе "Защита и прославление" ("Défense et illustration", 1943), сб. "Парижская богоматерь" ("La Vierge de Paris", 1944). В послевоен. сб-ках стихов "Гимн" ("Hymne", 1947), "Диадема" ("Diadème", 1949), "Язык" ("Langue", 1952), "Лирическое" ("Lyrique", 1956), отчасти возвращаясь к традиционной для него трагич. онтологии (учение о бытии), Ж. тем не менее сохраняет достигнутую в годы антифашист. борьбы широту взгляда на драму отд. личности как воплощение историч. потрясений века. Поэтике Ж. присущи обилие библейских ассоциаций, емкость метафоры, напряженность интонации. Ж. выступает также как муз. теоретик (""Дон Жуан" Моцарта" -- "Le Don Juan de Mozart", 1942, ""Возек", или Новая опера" -- "Wozzeck, ou Le Nouvel Opéra", 1953) и переводчик И. Х. Ф. Гёльдерлина, Л. Гонгоры-и-Арготе, У. Шекспира.
Сочинения:
Pierre Jean Jouve. Présentation par R. Micha (sér. Poètes d'aujourd'hui, No 48), [P., 1956];
в рус. пер. -- Госпиталь, М., 1929; в сб.: Совр. революц. поэзия Запада, М., 1930.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963;
Eigeldinger M., Poésie et tendances, NchБt., [1945];
Starobinski J., Alexandre P., Eigeldinger M., P. J. Jouve, poète et romancier, NchБt., 1946;
Emmanuel P., Qui est cet homme?, P., [1947];
Clancier G. E., De Rimbaud au surréalisme, panorama critique, [P., 1953];
Raymond M., De Baudelaire au surréalisme, P., [1957];
Dumur G., P. J. Jouve, le poète, "Voix des poètes", 1963, No 16.
С. И. Великовский
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 952--953.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-9522.htm