Зноско-Боровский Евгений Александрович
Г. К. Лукомский.- Старинные Театры. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. СПБ., 1914
Г. К. Лукомскій.-- Старинные Театры. Античные театры и традиціи въ исторіи эволюціи театральнаго зданія. СПБ., 1914. Стр. 502. Ц. 6 р.
Въ Россіи совершенно отсутствуютъ изслѣдованія о театральныхъ зданіяхъ, и только въ послѣдніе годы гг. Бсеволодскій-Гернгроссъ, Курбатовъ начинаютъ интересоваться архитектурою старыхъ русскихъ театровъ. Но и въ Западной Европѣ подобныхъ спеціальныхъ работъ не много, при томъ большинство ихъ входитъ частью въ общія исторіи театра (или архитектуры), или же касается только нѣсколькихъ памятниковъ какого-либо одного мѣста, одной эпохи и т. д. Между тѣмъ, именно наше время очень интересуется разрѣшеніемъ вопроса о наилучшемъ театральномъ зданіи, ибо нынѣшнія реформы въ театрахъ уже не могутъ мириться съ тѣмъ типомъ, который созданъ въ ренессансъ и барокко для придворныхъ развлеченій, и совершенно не пригоденъ для драмы. Возвращеніе къ завѣтамъ античности поэтому только понятно, и очень радостно.
Съ этой точки зрѣнія весьма своевременно появленіе громаднаго труда, Г. К. Лукомскаго, подъ выписаннымъ заглавіемъ. Задуманъ онъ въ трехъ томахъ: первый обниметъ античный театръ не только Греціи и Рима, но и въ тѣхъ оболочкахъ, которые сохранились отъ него въ позднѣйшее время; во второй входятъ тѣ ренессансные и барочные театры, которые являются доминирующими въ наши дни; наконецъ, третій посвящается театрамъ Россіи. Такимъ образомъ, мы получаемъ полную исторію театральныхъ зданій Европы.
Пока вышелъ первый томъ, и въ его введеніи самъ авторъ называетъ свой трудъ компилятивнымъ. Дѣйствительно, видно, что авторъ и не задавался цѣлью установить новыя точки зрѣнія на то или иное зданіе, дать новое описаніе какого-либо памятника: эта сторона его настолько мало интересовала, что онъ часто говоритъ цитатами изъ чужихъ изслѣдованій. Главная задача автора была собрать воедино огромный матеріалъ по исторіи архитектуры театровъ, прослѣдить всю эволюцію ея, отъ первыхъ зачатковъ черезъ высшее развитіе до постепеннаго исчезновенія, сопроводивъ положеніе пояснительными замѣчаніями и, особенно, (множествомъ иллюстрацій, которыя лучше всякихъ словъ даютъ понятіе о различныхъ театральныхъ зданіяхъ. Представляетъ большое удовольствіе перелистывать этотъ отлично изданный томъ, разсматривать рисунки, фотографіи, заставки съ античныхъ барельефовъ и вазъ, и мы увѣрены, что всякій разъ, какъ понадобится узнать что-либо о томъ или иномъ театрѣ, навести какую-либо справку, каждый будетъ обращаться къ этой книгѣ.
Можно отъ души пожелать, чтобы авторъ не замедлилъ выпустить и второй и третій томы своей интересной и такой нужной работы.