Ha-днях исполнилось двухлетие работы редакции "Огоньках" и "Библиотеки "Огонек" с рабочими-ударниками, призванными в литературу, с молодыми советскими писателями, поэтами, очеркистами.
Собирались раз в десять дней. Читали. Обсуждали. После социального и литературного разбора вещи обсуждался так называемый знаменитый "второй пункт": годится ли данная вещь для печати или не годится. Редакция "Огонька" и "Библиотеки "Огонек" вовсе не задавалась целью, ведя творческую работу с молодыми писателями, создавать какой-то институт для поощрения творчества "вообще". Правда, редакция, вербуя из членов актива сотрудников и видя в лице многих членов актива возможных сотрудников в будущем, никогда не требовала материала "на сегодняшний день". Но все же редакция желала видеть творчество молодых писателей конкретным, отвечающим и темам и темпам социалистического строительства. Подлинные художественные отклики на конкретно стоящие задачи, кампании и события, конечно, высоко ценились, и поэтому "второй пункт", а именно: обсуждение вещи с точки зрения пригодности ее для печати, сейчас, в данный момент, заключал и округлял ее общую оценку.
Таким образом, одобренная вещь с теми или иными поправками или переделками в большинстве случаев печаталась.
Наряду с читкой готовых вещей на декадниках делились замыслами -- это было особенно ценно -- читались черновики и т. д. Отдельные вещи помимо этого обсуждались еще в редакции и работниками редакции и в литконсультации, где работали и некоторые члены актива (Яр. Смеляков, И. Зарубин) и специальные консультанты (А. Гатов). Со слабыми, совсем начинающими, работа велась отдельно. Большинство членов актива проходило марксистско-ленинскую учебу на заводах, в специальных кружках или семинарах.
Актив "Огонька" с первого дня своей работы взял установку на конкретное творчество. Приходить на декадники стало интересно тем, кто занимался творческой работой или кто серьезно готовился к ней. От времени до времени на декадниках разбирались те или иные произведения "взрослых" авторов. Так, свои вещи читали и делились своим опытом с активом -- С. Кирсанов, А. Сурков, Д. Адуаузен, М. Колосов, В. Гусев, Бор. Левин и др. В активе "Огонька" работает приблизительно от 25 до 40 человек. Первым нужно упомянуть Яр. Смелякова. Это наиболее выявившийся поэт. О нем достаточно говорят и пишут. Ему посвящают отдельные критические статьи. Но эти статьи относятся к первому периоду его творчества, к двум первым книжкам его стихов, вышедшим в "Огоньке" и в ГИХЛ. Теперь этот первый период им пройден и закончен. Он пишет новые вещи. Недавно напечатанный отрывок из его поэмы о Ленине говорит о том, что его тематика углубилась, что более серьезные, более глубокие задачи стали перед молодым поэтом. И тут наша критика должна была бы ему существенно помочь, если б не только писала о вышедших его книжках (это, конечно, тоже нужно. особенно если это серьезная критика), а помогла бы ему конкретными указаниями и советами в его работе над новыми вещами..
Интересен рост и смелая перестройка в процессе роста Исаака Зарубина. Он начал со стихов. В "Библиотеке "Огонек" вышла его первая книжка. Она была встречена довольно сочувственно. Но Зарубин перешел на рассказ. Больше года работает он над коротким, сжатым, маленьким рассказом. Зарубин -- несомненный новеллист. Пока намечается у него два типа новелл: совсем маленькй, философического характера (этот тип еще намечается) и новеллы побольше, более конкретные -- над ними он работает. Юмор чередуется в них с короткими лирическими вставками.
Значительные успехи проявил Николай Васильев. Свойственная ему. скромная простота и мужественный тон, подлинная, а не наигранная бодрость нашли полное отражение в стихе. Его темы: гражданская война, соцстроительство, отдых, завод. любовь. Самое ценное в нем -- искреннее желание отойти от уже достигнутого, завоевать новое. В его устах особенно молодо и убежденно звучит желание итти дальше.
Есть своеобразные поэты, не похожие ни на кого в активе и не похожие друг на друга -- Е. Цигальницкий и А. Филипчук. Их рост идет особенно своеобразно и неровно. Цигальницкий до невозможности увлекается Маяковским. Ритмы Маяковского надолго поразили его, и хорошо что все же сквозь открытое и неограниченное подражание чувствуется резкое своеобразие молодого поэта. Он еще не определился. Его распирает от трагического пафоса, мелодраматические ноты прорываются в его поэтических монологах. Он берется за трудные темы, не отступает от них, долго разрабатывает, часто уезжает в далекие места, например, на Байкал. Он пишет сложный сценарий. Несомненно, его потянет и к драматургии.
Филипчук очень удачно вводит в стих разговорную речь, новые разговорные интонации. Он умеет и хочет сблизиться с читателем, поэтически говорить с ним "по душам". Иногда он переходит на полупение. Правда, не всегда еще ясно, что он хочет сказать читателю, зачем ему эта приближающаяся певучая, интимная, как бы полушопотом произносимая, речь. Но она своеобразна, не банальна, искренна и идет, несомненно, из новых социальных глубин. Он работает над большой вещью "Пыховка", в которой хочет показать борьбу и жизнь ряда людей с типом большевика-организатора в центре.
Серьезное внимание обращает на себя Игорь Строганов. Весь его облик, его стихи и полюбившиеся им в последнее время переводы из мировых, поэтов (Байрон "Манфред") говорят о напряженной серьезной работе. У него своеобразные темы, острая разработка, часто интересная выдумка.
Значительно вырос за два года как поэт М. Скороходов. Он пишет мало, скупо. Темы его -- труд, люди труда. Он пишет о заводе, о колхозе. Он также сдержан в своем творчестве, как и в своих суждениях о чужих вещах, и в этой сдержанности есть особая, свойственная ему вескость, говорящая о том, что он серьезно думает о литературе и серьезно готовится к ней. Последние его вещи посвящены политотделам.
Легко и сравнительно много пишет Е. Долматовский. Нельзя сравнить его стихи с тем, что он писал полтора-два года назад. Но вряд ли он долго останется на этом этапе своего роста. Несомненно, он изменится и к лучшему, если сумеет углубить и расширить круг своих наблюдений.
Это -- общее положение. Только серьезное, глубокое, непосредственное участие в социалистическом строительстве может расширить и углубить тематику молодых советских писателей.
Кстати, это не имеет отношения к Долматовскому, но нельзя не относиться тревожно вообще к тому факту, что отдельные ударники, отдельные рабочие от станка лишь только они начинают печататься -- бросают завод (некоторые под видом культработы или под другими предлогами), начинаются "прикрепления" к газетам, районным организациям и т. д., а фактически происходит отрыв от производства, от завода.
Интересное явление представляет собой А. Фоломин. Сложность его стиха, перегруженность образами, порой делает его стихи непонятны? ми. Постоянный надлом, которым отдает от его строф, вселяет некоторую тревогу и желание выяснить, что же затрудняет поэта, что гложет его. Иногда он в устных дополнениях к чтению своих вещей говорит о своих замыслах, о трудности для него творчески претворить пока эти замыслы. Надо надеяться, что содержание, которое, несомненно, есть в нем, найдет свои формы, безусловно новые, ибо старыми он не удовлетворится. Это -- ясно.
Лучшая из "традиций" актива, традиций, выработанных самими членами актива, заключается в действительном неудовлетворении достигнутыми успехами. К чести актива нужно сказать, что ни одного успокоенного "кропателя" стихов в активе нет. После года, полутора, двух лет рубочий-ударник, призванный в литературу, ощущает потребность проверить себя, перейти ко второму, более значительному этапу своего творчества. Наступает трудный переходный период. В таком периоде находятся и многие, если не все, из упомянутых поэтов. В таком периоде находятся и В. Сидоров, С. Подделков и другие, реже других посещающие декадники. В. Сидоров сумел обратить на себя внимание с самых первых своих стихотворений. О нем достаточно говорили и писали, стихотворения его часто перепечатывались. Но книжка, выходящая сейчас в ГИХЛ, тоже, как и у других поэтов "третьего призыва", подводит. итоги первому периоду его творчества. Теперь он готовится для вступления во второй.
Нужно отметить еще Шевцова, который медленно складывается, но который серьезно работает над собой, Бутурлина, который, прежде чем печатать свои стихи, неизменно проводит их через газету своего завода.
О Красной армии пишет, конечно, большинство поэтов, но особенно много красноармейской тематике уделяет внимания Ф. Морозов, начавший литературную работу в Красной армии. Внимание актуальнейшему виду поэзии -- песне -- уделяет С. Михалков. Он сравнительно недавно пришел в редакцию "Огонька". Первая же его песня, напечатанная в "Огоньке", была перепечатана "Правдой".
На одном из последних декадников П. Дудов читал большую поэму, посвященную колхозам.
В самые последние дни внимание обратила на себя Маргарита Алигер. Ее стихи -- "сегодняшние". Темы -- новые. Она своеобразно касается вопросов соцсоревнования, хозрасчета и учебы -- это тематика новая, и она по-новому подходит к ней.
Из прозаиков, кроме Зарубина, в активе и в "Огоньке" стоит упомянуть молодого очеркиста А. Шейндлина. Ряд очерков о фабриках и заводах и о поездках Шейндлина печатался в "Огоньке". В Профиздате вышла его книжка. Очерки Шейндлина добросовестны, вдумчивы, конкретны. Сейчас Шейндлин пишет юмористическую повесть.
Сочно начала писать прозу совсем молодая Молдованова. Хороший язык, яркость образов позволяет надеяться, что из нее получится недурной прозаик. Темы -- фабзавуч.
В "Огоньке" начали работать Семен Абольников и В. Барахвостов. Абольников чутьем угадывает и старается найти литературные построения. Он преодолевает литературные трудности, будучи идеологически подготовленным долголетней работой в комсомоле и в партии. Работает он недавно, и по очеркам его в фабричной и районной печати, в "Огоньке", "Росте" и в литературно-художественном сборнике Октябрьского районного комитета партии, выпущенном к 1 мая, можно видеть, как они улучшаются.
Что касается Барахвостова, то ряд вещей его, напечатанных в "Огоньке" и в "Красной нови", дает материал для разбора этого, несомненно, способного молодого автора.
Актив ширится и растет. Пишут стихи, рассказы, пьесы, очерки, сценарии. Чувствуют потребность в более частых встречах, в серьезной критике. Учатся. Глубже Подходят к темам. Задумываются над формой, ибо новое содержание требует, не может не требовать новых форм. Были встречи актива с заводскими и красноармейскими литгруппами. Эти встречи должны стать более частыми. Работа должна стать диференцированней. Вступая в третий год работы, актив должен подняться на большую высоту и стать достойным тех задач, которые ставит перед советской литературой социалистическое строительство.