Коровин Константин Алексеевич
Плевако

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
   Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
   М.: Русский путь, 2010.
   

Плевако

   Из декоративной мастерской Малого театра, после работы, я ходил завтракать напротив, в "Метрополь".
   Как-то однажды, зимой, ко мне зашел в мастерскую Шаляпин, и мы вместе пошли в ресторан. В вестибюле встретили Ф.Н. Плевако.
   -- Я один,-- сказал он нам,-- давайте соединимся, только возьмем наверху кабинет, а то смотреть будут.
   За завтраком, помню, Плевако заговорил о выдающихся людях. Им верят и считают их исполненными всяческих качеств, ума. Они внушают почтение. Но как часто такое почтение -- ошибочно. На поверку люди эти оказываются вовсе не умны, и это заблуждение дорого стоит стране и народу.
   Эти слова, сказанные Плевако, я всегда вспоминал в последующие страшные годы России.
   Федор Никифорович был коренаст, широкоплеч, роста среднего, широкоскулый. Длинные волосы причесаны на пробор, на сторону. Говоря, он встряхивал головой. Похож был на калмыка. Глаза -- чуть раскосые. Зоркий и быстрый взгляд их не все выносили. Как-то разделял по особенному духовную сферу человека. Говорил: ум сердца, ум чести. Любил говорить о монастырях, настоятелях обителей и монахах. У него было много друзей среди них, и он ездил гостить к ним в монастыри.
   Был старостой Храма Христа Спасителя.
   Любимыми писателями его были Пушкин и Гоголь. Он не был человеком новых исканий.
   Очень любил живопись и посещал все выставки.
   Встретив у меня в мастерской Врубеля, сразу же с ним подружился и стал ездить с Врубелем за Крестовскую заставу в Ростокино, в простой трактир пить чай, есть расстегай с рыбой и беседовать.
   С Врубелем Ф.Н. вел разговоры часами. Он говорил, что Врубель восхищает его совершенным знанием латыни и римского права. (Врубель окончил Петербургский университет -- по юридическому и филологическому факультету и имел золотую медаль.)
   Я запомнил фразу, оброненную Плевако в разговоре с Врубелем: "Классическое образование и понимание римского права -- это крепости против грядущего хама".
   В то время нередко слышались в обществе разговоры о грядущем хаме.
   Я как-то был далек тогда от жизни и не верил в грядущие беды. Врубель однажды сказал мне, что в городах России "нарастает злая воля". Эта злая воля и есть грядущий хам.
   Беседуя, Плевако закидывал высоко ногу на ногу и, обхватив руками колено, чуть покачивался в ритм речи. Он говорил горячо, человечно, от сердца, в то же время очень ясно и четко излагая свою мысль. Он никогда не бывал гневен, и я поражался его кротости.
   Я видел в нем совершенного человека -- человека чести и достоинства.

* * *

   На одной свадьбе, после больших речей и пожеланий счастья молодым, все с нетерпением ждали, что скажет Плевако.
   И Плевако сказал:
   -- В семейной жизни мужчина -- глава. Приняв его, по арифметической терминологии, за единицу, я определю женщину как нуль. Теперь вопрос, в каком порядке стоят эти цифры. Если единица стоит впереди нуля, то получается десять, но если нуль стоит впереди, то получается -- величина весьма уменьшенная.
   Сначала все как-то смутились, а потом зааплодировали.

* * *

   Он как-то мне сказал, что наибольшей быстротой ума отличаются преступники.
   И кстати, рассказал об одном из "дел" знаменитого червонного валета Шнейера.
   В Москве к крупному ювелирному магазину, торговавшему ценными принадлежностями религиозного культа, подъехал в карете солидный, элегантный господин. Зашел в магазин и попросил вызвать хозяина.
   -- Мне нужно богатое облачение для архиерея.
   Ему подали облачение и митру.
   -- Митра бедна. Ее бы нужно украсить бриллиантами и драгоценными камнями.
   На белой материи, на вате, перед Шнейером разложили драгоценные камни.
   -- Наш архиерей такого же роста, как вы,-- сказал он, взглянув на хозяина. -- Померьте, пожалуйста, облачение.
   Приказчики облачили хозяина, надели на него митру и дали в руки посох.
   Покупатель попросил хозяина пройтись по магазину.
   И когда тот сделал несколько шагов, быстро свернул платок с драгоценными камнями, сунул его в карман, вышел из магазина, сел в карету и поехал.
   Все растерялись. Потом, спохватившись, выбежали на улицу.
   Хозяин, в полном архиерейском облачении, бежал за каретой, махая посохом и крича:
   -- Держи его!
   Народ и городовые в недоумении бежали за архиереем и схватили прежде всего приказчиков, бежавших впереди.

* * *

   Шаляпину Плевако как-то сказал, что гений и вдохновение его -- от русского христианства, от тайного воздействия его, образующего душу.
   Шаляпин серьезно и пристально смотрел на Федора Никифоровича. Тут Плевако как бы неожиданно вдруг добавил:
   -- Особенно опасен писатель, которого считают умным, а он не умен сердцем.
   Когда мы расстались с Плевако, Шаляпин спросил меня:
   -- Как ты думаешь, Константин, не про Алексея ли Максимовича он сказал?
   -- Не знаю,-- ответил я.

* * *

   Еще -- черточка:
   Федор Никифорович не выносил распущенности. При нем избегали рассказывать скабрезные анекдоты.
   Ф.Н. знал быт старообрядцев и имел много среди них друзей и доверителей.
   Однажды он рассказал любопытный случай:
   Один из богатейших старообрядцев, не имея родственников, завещал все свое состояние старообрядческой общине. Но незадолго до смерти стал креститься трехперстным крестом, а не двуперстным, как старообрядцы. Приятели его и старообрядческое духовенство это заметили и посмертный дар от него принять отказались.
   Старик уговаривал Плевако:
   -- Чего они мне перечат? Уговори их. Крещусь, как хочу.
   Но и Плевако нечего не мог поделать, наследство поступило в казну по смерти старика.
   К слову: говорили, что это происшествие косвенно послужило темой для картины В.И. Сурикова "Боярыня Морозова".
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Плевако -- Впервые: Возрождение. 1939. 24 марта. Рассказ имеет подзаголовок: Из воспоминаний. Печатается по газетному тексту.
   Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru