Бог создал Еву из ребра Адамова. От начала мира этому поверили и верят до сего дня. Она -- в нем, она -- он; без него ее нет.
Девочка, на краю обрыва,
Плачет, свивая венок...
-- Девочка, кто тебя обидел?
Она испугалась, что я увидел,
Пролепетала странный ответ:
-- Меня Сотворивший меня обидел,
Я плачу оттого, что меня нет...
О, зачем ты меня тревожишь?
Мне твоего не дано пути.
Ты для меня ничего не можешь:
Того, кого нет, нельзя спасти.
Ты душу за меня положишь, --
А я останусь венок свой вить.
Ну, скажи, что же ты можешь?
Это Бог не дал мне -- быть.
Вообще господа критики -- любезные кавалеры с дамами даже у нас, в России, где нельзя упрекнуть их в излишней любезности. Пока писательница -- только писательница, женщина -- только женщина, ей многое прощается. Если бы он, а не она писала, сочли бы посредственным или никуда не годным; ну, а для нее недурно.
Но горе той, которая не захотела этой чести, выступила из-за щита своей женской слабости, усомнилась в том, что "Бог не дал ей быть".
Вот главная вина З. Гиппиус. Все простили бы, только не это. Она коснулась тайны, которой нельзя касаться, древней-древней, семью печатями запечатанной, -- тайны о браке, о поле, о нем, который есть, и о ней, которая не должна, не может, не хочет быть. Тут вовсе не эмпирический, не нравственный, не общественный вопрос о равенстве или неравенстве, о свободе или несвободе женщин, а неизмеримо более глубокий, метафизический вопрос о двух полюсах мира, о бытии и небытии, о мужском и женском в их вечной, нездешней противоположности.
Мужчина все позволит женщине: преклонит колени и отдаст ей все права, свободы, почести, -- только не позволит ей быть. Быть ей -- ему не быть: вот западня дьявола, которая кажется заповедью Божьей. "Глава жене -- муж". Это ведь и значит: он есть, а ее нет.
И вовсе не литературная критика, не бытовая нравственность, не общественное мнение восстали бы на нее, если бы удостоили прислушаться к тому, что она говорит, а вот эта именно древняя тайна пола, тайна "женского" -- как бы сама природа, закон естества.
-- А, ты захотела быть. Так будешь же. Но будешь притчей во языцех, позором среди жен. Твоя смерть -- смех. Смехом тебя казню. И затоскуешь о своем ничтожестве, опять захочешь не быть. И не сможешь. Будешь иметь душу. Но посмотри на нее, на душу свою:
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она -- змея.
Меня изранила противно жгучая
Ее коленчатая чешуя...
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная -- моя душа.
Таков закон естества, порядок необходимости. Но что же такое религия, как не борьба с необходимостью во имя чуда, во имя иного порядка? И вот Она же -- в этом ином порядке:
Кто видел Утреннюю, Белую
Средь расцветающих небес, --
Тот не забудет тайну смелую,
Обетование чудес...
Душа моя, душа свободная!
Ты чище пролитой воды,
Ты -- твердь зеленая, восходная,
Для светлой Утренней Звезды.
Недаром оба стихотворения поставлены рядом и озаглавлены: "Она". Между этими двумя полюсами -- "вечно женским" и "вечно женственным" -- колеблется игла весов, тонкая, острая, -- вся поэзия Гиппиус.
В романе Уэллса "Путешествие на луну" описываются лунные люди, похожие на исполинских муравьев, почти в рост человеческий, но такие слабые, хрупкие и валкие, что одному земному человеку легко истребить их целое полчище: стоит любого ударить или даже просто пальцем ткнуть, он уж и готов: подломились лапки, хрустнул, завалился и подох.
В одном недавно напечатанном рассказе З. Гиппиус с этими "лунными муравьями" сравнивает тех современных русских людей, из которых набирается нынешнее небывалое множество самоубийц. Такие же они слабые, хрупкие, валкие: чуть тронешь -- хрустнул, завалился и подох. Ужасающая готовность к саморазрушению, самоуничтожению; любовь к смерти, влюбленность в смерть.
О, почему Тебя любить
Мне суждено неодолимо?..
Теряет бледные листы
Мой сад. Тобой завороженный...
В моем саду проходишь Ты --
И я тоскую, как влюбленный.
Так сильна у нее самой эта влюбленность в смерть, что иногда начинает казаться, что и она той же неземной породы, что ее собственная поэзия -- поэзия "лунных муравьев". Со всех "цветов зла" сочащийся, невидимо разлитый в воздухе яд, который превращает кости человеческие в скорлупу насекомых, собирает она и складывает в стихи, как мед в соты. И куда только ни залетает, в какие страшные орхидеи-мухоловки ни забирается, чтобы пососать этого смертного яду.
Любовь к смерти -- и это все? Стоит немного пристальнее вглядеться в поэзию Гиппиус, чтобы увидеть, что это не все, что она ищет не только яда, но и противоядия. Нашла ли, найдет ли -- вопрос иной, но что ищет -- нет сомнения. Может быть, для того только и проделывает над собою все эти опасные, почти преступные опыты, чтобы изучить заразу, победить ее изнутри, подобно врачу, который прививает себе болезнь, чтобы найти лекарство.
Коренное свойство "лунных муравьев" -- невинность, неведение того, что с ними делается: гибнут и не знают, как, отчего и за что. З. Гиппиус знает, во всяком случае знает, откуда все пошло, где и когда началось.
Жадны звонкие копыта;
Шумно, дико и темно...
Там -- веселье с кровью слито,
Тело в тело вплетено...
Все разбито, все забыто --
Пейте новое вино.
Жадны звонкие копыта...
Будь, что будет, -- все равно.
Это в октябре 1905 года, а в декабре того же года:
Тайна есть великая, запретная,
Есть обеты -- их нельзя развязывать.
Человеческая кровь -- заветная:
Солнцу кровь не велено показывать.
Так вот откуда пошло, где и когда началось. Лунно-муравьиная чума от крови, показанной солнцу. Самоубийство -- за убийство, казнь -- за казнь, кровь -- за кровь.
Те пятна ржавые вкипели,
Их ни забыть, ни затоптать.
Горит, горит на темном теле
Неугасимая печать.
О, конечно, можно бы перевести и на прозу эту поэзию... Сначала кровавый, потом пыльный вихрь:
Едко, сладко дышит тленье...
В сером вихре тает плоть.
Помяни мое паденье
На суде Твоем, Господь!
И наконец, серая слякоть:
Тучны, грязны и слезливы,
Оседают небеса.
Веселы и шепотливы
Дождевые голоса...
О гниенье, разложенье
Все твердят -- не устают,
О всеобщем разрушенье,
Умирании поют.
Та самая слякоть, в которой мы и сейчас находимся.
Мы, тихие, в себе стыдимся Бога,
Надменные, мы тлеем, не горя...
О, страшная и рабская дорога!
О, мутная, последняя заря!
Подписано 1904 -- до "освобождения", но можно бы подписать и 1910--11--12 и еще Бог весть каким годом, потому что в этой неподвижной серости, однозвучной слякоти само время как будто остановилось, сделалось вечностью.
Единый миг застыл -- и длится,
Как вечное раскаянье.
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи...
Конец.
Конец "лунных муравьев": подломились лапки, хрустнул, завалился и подох.
Какая-то московская барышня из красного знамени, с которым в 1905 году шла на похоронах Баумана, в 1910 году сшила себе декадентское платье для маскарада. Вот в кратчайшем символе судьба всех "лунных муравьев", тот хваленый отказ от общественности, возврат к личности, о котором так хлопочут "Вехи".
Бывшие декаденты в искусстве -- теперешние "лунные муравьи" в жизни. Слепое самоутверждение приводит к саморазрушению, к самоубийству личности. Это две стороны одного и того же. Единый первоисточник обоих ядов, и декадентского, и "лунно-муравьиного". Вот что знает З. Гиппиус, вот с чем она борется. Вся ее поэзия -- удачная или неудачная, но несомненная попытка борьбы именно с этою заразою, поиски за противоядием именно от этих ядов.
Только в самом конце декадентства старого, слепого, нерелигиозного утверждения личности ее острейшее острие ломается -- или, вернее, сама личность переламывает, перебарывает, преодолевает себя, чтобы выйти в общественность, уже не старую, слепую, а новую, зрячую религиозным зрением. Вот чем отличается З. Гиппиус от всех своих сверстников, русских декадентов. У них у всех личное остается личным.
От уединения к соединению, от себя ко всем -- таков путь З. Гиппиус, еще не пройденный, но уже начатый.
Чтобы спастись, надо знать, отчего гибнешь. На вопрос: отчего? -- нельзя точнее ответить, чем отвечает поэт:
Кем не владеет Бог -- владеет Рок.
Это верно не только о каждом человеке в отдельности, но и о целых поколениях, о целых народах.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное...
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное.
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
Было и будет. Святое в бывшем, святое в будущем.
И вижу я: на ком-то загораются
Сияньем новым белые венцы...
Над временем, во мне, соприкасаются
Начала и концы.
Было начало, будет конец. Соприкоснется святыня со святынею, бывшее с будущим. А пока --
Мы ни там, ни тут.
Дело наше такое, бездомное.
Петухи поют, поют...
Но лицо небес -- еще темное.
На деревья гляди, на верхи;
Не колеблет их близость рассветная.
Все поют, поют петухи;
Но земля молчит, неответная...
Пусть молчит, только бы этот крик петухов, ночью о солнце, не умолкал.
Напророчили вещие птицы,
Отмерцали ночные зарницы --
Солнце встает вдали...
Какою мерою любовь измерить?
О, дай мне, о, дай мне верить
В силу моей земли!
Только бы вера была, и сила будет, солнце встанет. Тогда-то ответит земля на крики вещих птиц...
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Русское Слово. 1910. 18 июня. No 138. Вошло в книгу Мережковского "Было и будет. Дневник. 1910--1914" (Пг., 1915), по тексту которой печатается.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865--1941) -- писатель, философ, критик; муж З. Н. Гиппиус. В эмиграции с 1920 г. В статье стихи цит. по: Гиппиус З. Собрание стихов. Кн. 2. 1903--1909. М., 1910.
В одном недавно напечатанном рассказе З. Гиппиус... -- Речь идет о рассказе "Лунные муравьи", появившемся в журнале "Новое Слово" (1910. No 2) и вошедшем затем в шестую книгу рассказов Гиппиус "Лунные муравьи" (М., 1912).