Тарасов-Родионов Александр Игнатьевич
Рабочая Весна

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рабочая Весна. Сборник N 2. Изд-во "Московский Рабочий". 1923..


А. Тарасов-Родионов.

Рабочая Весна.

Рабочая Весна. Сборник N 2. Изд-во "Московский Рабочий". 1923.

  
   Стоит только теперь любому неверующему Фоме услыхать что-либо о пролетарской культуре, -- сейчас же насупит брезгливо губку и этак свысока сплюнет:
   -- Ребяческая болезнь пролетаризации!..
   Но, Фома-Фомой, а культура-культурой. Несмотря на сердитые окрики "классикующих" критиков, -- она "все-таки продолжает вертеться". Настолько упрямая вещь -- эти факты.
   Вот перед нами второй номер сборника "Рабочей весны", -- кружка рабочих поэтов и писателей, не порвавших связи со станком. И посмотрите, каким четким классовым пролетарским задором веет от этих, кое для кого и непрошенных, страниц.
   На-ряду со старыми уже известными песнями старика Ф. Шкулева и, уже печатавшимися в других сборниках, прекраснейшими отрывками Ивана Доронина из его оригинальной по стилю и ритму рабочей поэмы -- "Побежденная стихия", -- здесь масса прелестнейших новинок, вроде: веселой "Вагранки" -- Я. Шведова, этого гужоновского комсомольца, зачарованного жизнерадостностью своего труда; -- или восхитительной по ассонансам "Литейной" -- Евгении Дидрикиль, с ее:
  
   Что за чудо.
   Черной груды
   Чугуна -- как не бывало...
  
   или удивительной по художественности ритма "Веселой работы" -- Милина.
   Размер рецензии не дает нам возможности подробно остановиться здесь на тщательном разборе, как этих вышепоименованных вещей, так и других не менее хороших, вроде: "Торжества труда" -- Алексея Соколова, "Радио-башни" -- Ник. Кузнецова, и целого ряда других. Наши читатели нисколько не пожалеют, если ознакомятся с этими произведениями по сборнику.
   В настоящей статье мы хотели бы обратить внимание молодых рабочих, авторов этого сборника, на некоторые, уже достаточно определившиеся, опасности, которые угрожают и им, и их делу. Борьба на идеологическом фронте за пролетарскую литературу -- весьма многому обязывает. Малейшие наши промахи, упущения и ошибки живейшим образом учитываются всеми и неукоснительно ставятся нам в строку.
   Во-первых, плоховато у нас с прозой. Если не считать действительно свежего и колоритного "Света во тьме" -- А. Андреева, остальные вещи ходульны и надуманы. Много нарочитого краснобайства и вымученного балагурства подчас о достаточно серьезных и интересных вещах. Рабочего читателя эта искусственная манера иногда забавит, но никогда не трогает, а разночинца -- смешит. Вымучена и ходульна -- и драматическая вещичка И.М.Гордиенко.
   Много такого же старого налета встречается и в стихотворениях Н. Алексеевского, Ф. Кондрашкина, Федорова, А. Славянского, К. Голицынского, И. Приблудного и Аф. Леонова. Старые перепевы "космических" мотивов прежнего творчества "Кузницы" -- уже достаточно набили оскомину. Сама "Кузница" теперь благополучно от них отходит. Кому же интересно слушать их в повторном и ухудшенном издании?!
   Значительно хуже стала писать также и Ксения Быкова. Ну, кому теперь нужен этот старый отвлеченный заезжанный пафос, который она преподносит в "Зарубежной сестре":
  
   У нас одно с тобой желанье -
   Уйти на свет из темноты...
  
   или:
  
   Туда, где свет и красота,
   Пойдем под звуки алых песен...
  
   Старо, товарищ!
   Необходимо отметить также бедность авторов новыми темами. Неужели же рабочему писателю сейчас не о чем больше писать, как только о том, что:
  
   И поет душа рабочих
   Песнь бессмертного труда.
  
   При чем подобная "производственная восторженность" рабочего просто-на-просто обращается уже в какой-то далекий от действительности культ и становится на нежизненные и хлипкие ходули, как, например, у Вас. Пилы в его "Рудокопе":
  
   Весь бы день я, кажись, проработал,
   Каб не крикнул веселый гудок.
  
   Не переборщили ли, товарищи?!
   Массовое отсутствие иных тем, лишенных этого ложного пафоса, невольно наводит на грустные размышления. Неужели в эти тяжелые дни самоотверженной борьбы рабочих за улучшение своего производства и своего быта, за улучшение всего народного хозяйства и за международную солидарность рабочего класса, -- вы не знаете о чем писать?! Да почитать стенную газетку любого промышленного предприятия -- уже вполне достаточно для того, чтобы увидеть ясный тематический путь от легких сетований: на расценки, на облигации, на нерадивость какого-нибудь мастера, -- к серьезным заботам о полной загрузке своего предприятия, о смычке хозяйственных "ножниц" и к братской тревоге за исход кровавой рабочей борьбы, вспыхнувшего на Западе долгожданного революционного пожара.
   А повседневная борьба со старыми сноровками и старыми отрыжками, вечно выползающими поперек славного и трудного рабочего пути? Разве эта мелочная, но упорная борьба вместе с ее ошибками, поражениями и победами, так расширяющая кругозор рабочего классового самосознания, -- не дает неисчерпаемых и горячих тем для художественных рабочих произведений?!
   Необходимо только чутко наблюдать, настроениями этих наблюдений искренней загораться и выливать этот жар в мощные и животрепещущие страницы. А для этого, конечно, нужно, как можно быстрее расти и развиваться и в области своего классового самосознания, и в области овладения техническими приемами искусства прошлого. Вдумчивая, упорная и критически усваиваемая учеба рабочих писателей и поэтов в этом направлении -- является одной из очередных задач дня. И обязанность наших руководящих кругов кое-что урвать для этой цели, хотя бы за счет кое-каких чуждых нам элементов. Право же, пролетарская революция об этом не пожалеет.
   И вот, тем не менее, несмотря на все эти болезненные недочеты роста, -- новый сборник "Рабочей весны" является крупным вкладом в арсенал пролетарской художественной литературы.
  
   Источник текста: Тарасов-Родионов А. Рабочая весна. Москва. 1923. N 2. // На посту. 1923. N 4. С.198-200.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru